Семь чудес света: Галикарнасский мавзолей

Что такое мавзолей?

«Мавзолей», первая ассоциация, которая возникает в головах наших соотечественников, когда они слышат это слово, — это Мавзолей Владимира Ильича Ленина на Красной площади в Москве.

Мавзолей Владимира Ильича Ленина

Мавзолей — это погребальный склеп или погребальное сооружение, где хранятся останки известных и знаменитых людей. Но как появилось название «мавзолей»? Оказывается, слово «мавзолей» произошло от имени царя Карии Мавсола.

Возведение мавзолея

Саму гробницу планировал построить сам правитель Мавсол. Он считал, что это здание станет памятником независимости его династии Гекатомнидов и подтвердит его права на земли провинции Кария.

Образ гробницы в момент достатка

Изображение гробницы в момент процветания (цветной рисунок)

Вот почему мавзолей Галикарнаса должен был быть настолько роскошным, насколько позволяли ресурсы. Для строительства были приглашены ведущие греческие архитекторы Сатирос и Пифий. Чтобы украсить внешний свод статуями, Леохару, Скопасу, Бриассидесу и Тимотео также разрешили работать.

Общий стиль отличался от греческого и был больше похож на архитектуру Ликии, соседнего королевства, которое было завоевано монархом. Благодаря многочисленным свидетельствам удалось вернуть сведения о месте, где стоял храм-мавзолей Галикарнаса. Сам город возведен у берега в низине, в земле между горными хребтами. Недалеко от этого места находилась бухта и пристань, к которым прибывали торговые суда. Сам мавзолей располагался на холме в конце рыночной улицы. Благодаря этому каждый, кто посетил Галикарнас, первым увидел одно из 7 чудес света. Выше мавзолея были только храмы, воздвигнутые в честь греческих богов.

Чтобы построить гробницу, необходимо было выкопать яму в земле и укрепить ее для большей надежности.

Из чего сделан мавзолей Галикарнаса? Практически вся рамка выполнена из белого мрамора. Лишь некоторые статуи, а также колесница наверху отлиты из бронзы. Кроме того, первый этаж частично облицован кирпичом. Внутри помещения не было вычурного убранства, характерного для тогдашнего греческого стиля.

Внешний облик гробницы

Греческий философ и историк Плиний Старший описывает мавзолей следующим образом:

«С юга и севера — 63 фута, спереди и сзади — 440 футов, в высоту он достигает 25 локтей, окружен 36 колоннами. Этот чехол получил название «птерон». С востока рельефы выполнены Скопасом, с севера — Бриассидом, с юга — Тимофеем, с запада — Леохаром. Пирамида возвышается над птероном, сужаясь за двадцать четыре ступени к вершине цели. В верхней части — мраморная квадрига, созданная Питеем. Вся конструкция имеет высоту 140 футов».

Мавзолей сильно отличался от построек того времени. Во-первых, фундамент не имел вытянутой формы, а представлял собой почти квадрат со сторонами 33 на 39 метров. Строение было достаточной высоты — 45 метров. Во-вторых, фасад здания был заполнен различными скульптурами (около 330 штук), олицетворяющими различные темы, связанные с Карией:

  • скульптуры людей и животных, особенно львов, у подножия лестницы;

Имитация мавзолея

  • статуи монархов правящей династии в колоннах;
  • четырехконная колесница со статуями Мавсола и Артемизии на вершине мавзолея;
  • шесть крупных женских голов по количеству подчиненных городов;
  • кавалерия по сторонам здания.

Сохранившиеся до наших дней скульптуры льва и лошади

Сохранившиеся до наших дней скульптуры льва и лошади

Некоторые из этих скульптур сохранились и были найдены при раскопках. Галикарнасский мавзолей в Древней Греции считался произведением искусства, не уступающим величественным храмам, построенным в честь богов.

 

Смешение стилей

Следовательно, мавзолей представлял собой смесь архитектурных решений, характерных для разных стран. Если идея первого уровня заимствована у месопотамских зиккуратов, то идея второго уровня — у греческого храма, а третьего — у египетской пирамиды. В элементах гробницы также использовались элементы всех трех известных греческих стилей: дорического, ионического и коринфского. Следовательно, колонны, окружавшие второй уровень, были ионическими, а колонны внутри погребальной камеры — коринфскими. Интересно также, что среди реконструкций внешнего вида гробницы царя Мавсола есть очень необычная. Он представляет гробницу по существу как древнеегипетскую пирамиду, разделенную пополам в центре колоннадой греческого храма, поскольку не было показано с абсолютной точностью, что стены первого порядка были строго вертикальными. Не исключено, что они имели наклон и, возможно, довольно значительный.
Одним словом, мавзолей Галикарнаса, во многом сохраняющий греческие строительные традиции и приемы, несет в себе явное влияние восточной архитектуры. В греческой архитектуре ему не было прототипов, но было много последователей. Позднее подобные сооружения возводили как в Древнем Риме, так и в различных регионах Ближнего Востока. Однако, как и положено копиям и имитациям, они оказались менее удачными, чем гробница царя Мавсола. Он был настолько известен, что римляне называли все великие гробницы мавзолеями.
Конструкция оказалась очень прочной, простояла 1900 лет. В тринадцатом веке он был сильно поврежден во время сильного землетрясения, а в пятнадцатом веке рыцари Сан-Джованни завершили его разрушение, используя элементы гробницы при строительстве крепости Сан-Пьетро. Европейские путешественники в Малую Азию в 19 веке обратили внимание на то, что стены турецкой крепости Бодрум, перестроенной из I-Аннитского замка Святого Петра, были сделаны не столько из каменных блоков, сколько восхитительного качества из мрамора, который неизвестный гений заселил барельефами с изображением жестоких людей и божеств. Британским ученым удалось установить, что это элементы «амазономахии» Скопа. Со временем были обнаружены многие другие элементы мавзолея Галикарнаса. В настоящее время большинство из них хранится в Британском музее, остальные — в других музеях мира.

Запрещённая музыка или музыкальная цензура

Хотя считается, что запрет на некоторые музыкальные произведения появился только в 20 веке, на самом деле в Древней Греции пытались ввести цензуру в музыку. Так, 2600 лет назад философ Платон в своем произведении «Государство» подчеркнул, что «в идеальном обществе не должно быть музыки, ослабляющей дух», и предложил афинскому ареопагу принять закон, запрещающий некоторые музыкальные композиции. Правда, депутаты отказались рассматривать предложение Платона, мотивируя это тем, что запретить музыку нельзя, как нельзя запретить ветер.

Работа великих мастеров

Согласно современной исторической науке, сам царь Мавсол, основываясь на опыте египетских фараонов, начал строительство своей гробницы еще при жизни, в середине шестидесятых годов четвертого века. ДО Н.Э. Он задумывался как уникальное сооружение, расположенное в центре города, между дворцами и храмами. Гробница должна была символизировать силу и богатство короля Кариаса. Чтобы получить после смерти праведные почести, ей пришлось совместить гробницу и храм. Для строительства были приглашены лучшие архитекторы и скульпторы: Пифий, Сатир, Леохар, Скопас, Бриаксис и Тимофей. После смерти царя Артемисия приказала ускорить строительство, и, по мнению большинства ученых, в 350 г до н.э., вскоре после ее смерти из-за огромного желания покойного мужа, гробница была завершена. Однако сохранилась информация о том, что отделочные работы продолжались до 1930-х и даже до 1920-х годов до нашей эры.
Гробница тирана Галикарнаса была построена как почти квадратное здание, первый этаж которого был нынешней гробницей Мавсола и Артемизии. Эта огромная погребальная камера высотой около 20 метров была построена из сырцового кирпича и облицована белыми мраморными плитами необычайной красоты, вырезанными и отполированными в персидской манере. По верху первого уровня проходил фриз. На восточной стороне мавзолея происходила битва эллинов с амазонками — амазономахия великого Скопа, считавшегося непревзойденным учителем, «способным передать тончайшие нюансы настроения человека». Помимо него, по словам Плиния, над фризом с других сторон сооружения работали Леохар, Бриассид и Тимофей. Были изображены расы Пелопов, подвиги Тесея и битва кентавров с лапифами. На втором этаже, окруженном колоннадой из 36 колонн, находилась надгробная церковь-келья, в которой хранились жертвоприношения. Между колоннами стояло несколько статуй. Третий уровень представлял собой 24-ступенчатую пирамидальную крышу, увенчанную мраморной квадригой. Там на колеснице, запряженной четырьмя лошадьми, стояли статуи Мавсола и Артемизии. Общая высота мавзолея достигла 46 метров. Вокруг могилы стояли статуи львов и скачущих всадников.

Греческие полисы: расширение державы

Мавсол поддерживал олигархические правительства в соседних городах. Например, в Эритре надпись прославляет его как благодетеля города. Жители Эрифра удостоили его гражданства и удостоили его бронзовой статуей на агоре (площади) города. Сестра-жена Мавсола Артемисия была удостоена мраморной статуи в храме Афины.

Тон надписи явно олигархический. В нем не упоминаются «люди» политики, но упоминается «буле» — управляющий совет. Известно, что ранее жители (демосы) Эрифра обращались за помощью в Афины, умоляя «не отдавать ее варварам». Вскоре Эрифри попал под власть Мавсола, который поддерживал лояльный ему олигархический режим в полисе.

Предположительно, самый крупный ионический город Милет находился под властью Мавсола. Серебряные монеты, отчеканенные в Галикарнасе, воспроизводили чеканку Майлза. Известно, что милези возвели статуи Мавсола Идрия и преемников Ады в Дельфах за свой счет.

Город Ясос (Iasos), расположенный на берегу моря, также находился в подчинении Мавсола. Известно, что в городе существовало противостояние династии Кариан. Был раскрыт заговор с целью свержения власти Мавсола над Яссосом, участники которого были отправлены в изгнание, а имущество было конфисковано и продано доверенным гражданам.

Государство Мавсол набирало силу перед лицом противостояния с Афинами. В 366 г до н.э. Афинский флот захватил Самос, и многие жители этого полиса ушли в изгнание. Все города, верные Гекатомниду (Милет, Приена, Эрифрий, Яс), принимали изгнанников Самоса.

Жители города Кавн также установили статуи Экатомны и Мавсола. В полисе острова Книд при поддержке Мавсола установился олигархический режим. Философ Евдокс, уроженец Книда, жил при дворе правителя Галикарнаса и позже установил новые законы для своего родного города.

Династу Карио удалось серьезно расширить свою власть благодаря аннексии греческой островной политики. В 357 г до н.э их союзники Византия, Хиос, Родос и Кос подняли восстание в Афинах. Повстанцев поддержал правитель Карии со своим флотом.

Афины проиграли войну, но из своих бывших союзников только Византия сохранила свободу. Родос, Хиос и Кос были немедленно захвачены Мавсолом, разместившим там свои гарнизоны.

Безумная любовь

Когда Мавсол умер, его скорбящая жена Артемизия стала править. Римский историк Авл Геллий писал: «Говорят, что у Артемизии была необычайная любовь к своему мужу, неописуемая любовь, беспримерная любовь в анналах мира… Когда она умерла, Артемизия, обнимая труп и проливая на него слезы, приказала Его с невероятной торжественностью перенести на гробницу, где он был сожжен. В приступе сильнейшей боли Артемизия приказала смешать пепел с ладаном и растолочь их в порошок, высыпала этот порошок в таз с водой и выпила его. Более того, ее горячая любовь к усопшему выражалась иным образом. Не пожалев средств, она возвела чудесную гробницу в память о своем покойном муже, которая вошла в список семи чудес света».
Однако Авл Геллий был не совсем точен. Артемизия умерла через два с небольшим года после смерти мужа, и построить роскошную гробницу за это время было просто невозможно. Отметим также, что его недолгое правление перешло в непрекращающиеся войны и волнения. Римский энциклопедик Витрувий рассказывает: «Когда после смерти Мавсола на трон взошла его жена Артемисия, жители Родоса были возмущены тем, что женщина владела всеми городами Карии и послала весь свой флот на покорение его правления. Получив это сообщение, Артемизия приказала своему флоту .. спрятаться в секретной гавани, а остальным жителям занять крепостные стены. Когда Родос со своей военной флотилией высадился на пристани, королева приказала, чтобы ее встретили стены, пообещав сдаться городу. Родосы оставили свои корабли и вошли в город, и в этот момент из секретного порта неожиданно появилась Артемисия со своим флотом и напала на Родос… Родосам некуда было бежать, они были окружены и убиты прямо на площади.
Воины и гребцы Артемизии заняли корабли Родоса и отправились на Родос. Жители острова увидели свои корабли, увенчанные лавровыми венками, и решили, что это их сограждане вернутся с победой. Они разрешили судам высадиться на берег. Артемизия захватила Родос, приказала казнить его правителей и в честь своей победы приказала установить на Родосе памятник с двумя бронзовыми скульптурами. Один из них символизировал государство Родос, а другой — его собственную личность. По велению мстительной Артемизии скульптура изобразила, как она, Артемизия, сжигает знак рабства на теле Родоса. Религиозные верования Родоса не позволили им разрушить памятник (ведь разрушение священных памятников, воздвигнутых в честь победы, является кощунством). Позже они окружили это место стеной и прислали охрану из лучших греческих воинов, чтобы никто не увидел этот памятник».

Мавсол — царь Карии

Король Карии Мавсол Давным-давно на юго-западном побережье полуострова Малая Азия существовало государство Кария. Король Мавсол правил этим государством с 377 по 353 год до нашей эры вместе со своей сестрой Артемизией, которая также была его женой. Современники называли Мавсола жестоким и жадным тираном, но говорили о большой страсти царя к высокому искусству. Желая увековечить свое имя в истории, король Карии еще при жизни решил построить себе огромную гробницу в городе Галикарнас (современный Бодрум в Турции). По задумке Мавсола, надгробный памятник должен был стать уникальным сооружением в центре города. Строительством гробницы руководила жена Мавсола — Артемизия. Для сооружения надгробного памятника королева пригласила известных греческих архитекторов Пифея и Сатира, а также самых известных скульпторов того времени: Леокаре, Бриассиде, Тимофео и знаменитого Скопа, украсившего своим басом еще одно чудо света. — барельефы — Храм Артемиды в Эфесе. Гробница оказалась настолько красивой и величественной, что вскоре ее стали называть чудом света.

Мавзолей Галикарнаса - чудо света

Многие более поздние правители пытались построить себе подобную гробницу, поэтому для таких построек придумали название «мавзолей» с именем Мавсола.

Проспер Мериме так отзывался о короле Карии:

«Мавсол умел выжать соки подчиненных ему народов, и ни один пастырь народа, говоря языком Гомера, не знал, как нежнее резать свою паству. В своих владениях он получал доход от всего: даже для погребения он ввел специальный налог… Он ввел налог на волосы. Накапливая огромное богатство. Это богатство и постоянные отношения карийцев с греками объясняют, почему гробница Мавсола был причислен к семи чудесам света.»

Одно из семи чудес света — Галикарнасский мавзолей

Мавзолей Галикарнаса сильно отличался от построек своего времени в Греции. Классические эллинские храмы имели прямоугольное основание, а высота постройки не превышала длины фасада. Мавзолей Галикарнаса имел почти квадратное основание, а высота сооружения значительно превышала длину фасада. Трехъярусный мавзолей служил не только царской гробницей, но также был династическим памятником и святыней.

Мавзолей Галикарнаса

Первый уровень мавзолея представлял собой массивный кирпичный цоколь с мраморной облицовкой. Второй уровень выглядел как обычный греческий храм с гигантскими колоннами: 36 колонн по периметру поддерживали пирамидальную крышу. Пирамидальная крыша состояла из 24 ступеней. На вершине пирамиды стояли огромные статуи королевской четы в колеснице, запряженной четырьмя лошадьми. Общая высота здания составила около 46 метров.

Останки королевской четы хранились в мраморных саркофагах в гробнице у основания мавзолея. Прах короля и королевы охраняли каменные львы. Изнутри здание украшали барельефы, на которых изображены сцены из легенд и мифов Древней Греции. Снаружи стены мавзолея украшали скульптуры божеств и представителей греческого эпоса. В углах сооружения несли свою службу гигантские каменные изваяния воинов-стражников. Галикарнасский мавзолей, словно настоящее чудо света, завораживает своим величием и красотой.

Мавзолей Галикарнаса

Мавсол не дожил до завершения строительства своей гробницы. После смерти царя Артемисия, безумно влюбленная в своего мужа, посвятила все свои силы и средства строительству мавзолея, ставшего памятником их любви. Однако сама королева умерла до завершения строительства.

Королева Карии Артемизии

Плиний Старший описал Галикарнасский мавзолей следующим образом:

«С юга и севера он простирается на 63 фута, с передней и задней сторон — уже общей длиной 440 футов, достигает 25 локтей в высоту, окружен 36 колоннами. Этот покров назывался птероном рельефы выполнены Скопа, с севера — Бриассид, с юга — Тимофео, с запада — Леокаре.»

Легендарный мавзолей

Храм бога войны Ареса и святилище Афродиты и Гермеса, расположенные в Галикарнасе рядом с мавзолеем, выглядели непривлекательными постройками на фоне гробницы Мавзола.

Мавзолей

На протяжении почти двух тысячелетий люди восхищались Мавзолеем Галикарнаса и восхищались им. В 13 веке легендарная гробница рухнула после сильного землетрясения. В 15 веке руины мавзолея были разобраны рыцарями Иоаннитов для строительства крепости Святого Петра (Бодрумский замок).

Мавзолей в Галикарнасе: интересные факты

Образ гробницы стал источником вдохновения для архитекторов всего мира. На земле можно увидеть постройки, повторяющие детали, присущие гробнице, например:

  • Национальное здание Ньюарка;
  • Мавзолей Гранта и Бродвей;
  • Мэрия Лос-Анджелеса;
  • Военный мемориал Индианы;
  • Мемориал воинам и морякам;
  • Дворец парламента Японии;
  • Церковь Сан-Джорджо и др.

Мэрия Лос-Анджелеса

Мэрия Лос-Анджелеса

Национальный дворец Ньюарка

Национальный дворец НьюаркаМавзолей Гранта

Мавзолей Гранта

Военный мемориал в Индиане

Военный мемориал в Индиане

Кроме того, Галикарнасский мавзолей — один из атрибутов древности, который можно построить в компьютерной игре Civilization 5 и 6.

 

Империя Ахеменидов, Мавсол и восстание сатрапов

Мавсол подчеркивал свою верность династии Ахеменидов. Он расширил свои владения, но они стали частью империи Ахеменидов. Мавсол пользовался автономией, но отвечал за поддержание порядка в Карии. Он отправлял свои корабли и войска в походы государя, содержал королевские дороги, собирал и отправлял налоги в центр.

Отливка статуи Мавсола в Художественном музее им. Пушкина.
Отливка статуи Мавсола в Художественном музее им. Пушкина. Источник: Wikimedia Commons

В 360 г до н.э в Персии вспыхнуло Великое восстание сатрапа, когда ряд местных правителей восстали против царя. Мало что известно о восстании: эту историю рассказывают более поздние авторы Диодор Сицилийский и Корнелио Непоте.

Диодор называет Мавсола одним из лидеров восстания. Нет сведений об участии правителя Карии в восстании его времени. Напротив, известно, что 366 г до н.э. Мавсол поддержал своим флотом борьбу царского полководца Автофрадата против восставшего Ариабарзана. В трудный час правитель Галикарнаса остался верен королю и тем самым укрепил свое положение в империи.

Как выглядел Галикарнас

Столица Карии находилась у подножия гор на побережье Средиземного моря, а на берегу был построен небольшой, но хорошо укрепленный порт. Недалеко от пристани находился базар, где также торговали заморскими диковинками. За рыночной площадью, в сторону гор, были построены широкие улицы с жилыми домами.

Дворец Мавсола располагался так, что с него были хорошо видны все подъезды к Галикарнасу — как с суши, так и с моря (поэтому в случае нападения Мавсол узнал бы о нем практически сразу).

Дом правителя и окружающие постройки (а это в основном театр и храмы богов) были окружены каменными стенами, длина которых составляла около шести километров. Они были воздвигнуты с одной целью: обеспечить лучшую безопасность правителю.

мавзолей Галикарнаса
мавзолей Галикарнаса
мавзолей Галикарнаса
мавзолей Галикарнаса

Центральная улица шла под небольшим уклоном в сторону гор. В конце его, уже на склоне, находился храм Ареса, справа — Афродиты и Гермеса. Главное здание Галикарнаса, мавзолей, располагалось в центре центральной улицы.

Галикарнасский мавзолей в наши дни

К сожалению, сейчас от легендарного мавзолея осталась лишь горстка камней.

Руины мавзолея Галикарнаса

Сегодня на месте, где когда-то стоял Галикарнасский мавзолей, находится музей, где можно только представить, насколько красивым и величественным было это чудо света. В музее под открытым небом можно увидеть фрагменты стен и барельефов, а также представить себе, как выглядел мавзолей после изучения представленных здесь макетов.

Музей Галикарнасского мавзолея

Часть предметов, найденных при археологических раскопках на территории мавзолея Галикарнаса, сохранилась в британских и стамбульских музеях.

Смерть Мавсола

Правитель Карии никогда не видел своей гробницы: он умер несколькими годами ранее, не дожидаясь завершения строительных работ, около 353 г до н.э. Его тело было кремировано перед тем, как похоронить. По слухам, Артемизия так любила своего мужа, что приказала смешать его прах с травами и водой — и выпила смесь в надежде, что она пойдет ему вслед.

Этого не произошло, и она пережила мужа еще на два года. Этого времени ей хватило, чтобы практически завершить строительство чуда света: работа в середине уже была завершена, и скульпторы работали только над барельефами снаружи здания. Как и тело Мавсол, останки правительницы были сожжены и захоронены рядом с ее мужем, а строительство мавзолея было завершено около 531 года до нашей эры.

Храм богини Артемиды
Храм богини Артемиды в Эфесе

Греческая культура в Карии

Мавсол и другие Гекатомниды приглашали к своему двору греческих писателей, скульпторов, резчиков по камню, масонов и других. Карийские подданные Мавсола переняли греческую культуру. Они выучили греческий язык, поженились с эллинами, а дети, рожденные от этих браков, получили греческие имена. Сами карийцы хотели походить на эллинов и приняли их имена и свою культуру. В эпоху после Мавсола в регионе преобладают греческие, а не карийские названия. Внутренним городам региона также даны названия на греческий лад. Например, город Латмос становится Гераклеей.

Отец Мавсол Гекатомны уже пригласил к себе во двор врача и теоретика медицины Дексиппа Коски. Позже математик и астроном Евдосс, афинский оратор Эсхин, архитектор Пифей, скульптор Тимофей, скульптор Леохарес и другие посетили двор Мавсола и его преемников.

Посмертные почести, оказанные Мавсолу по инициативе Артемизии, показывают распространение эллинской культуры в Карии. Греческие мастера построили его гробницу, Мавзолей. Умерший правитель получил почести как второй основатель Галикарнаса. Театр поставил трагедию Теодетто «Мавзоло» и прочитал текст диктора Исократа, посвященный карианскому государю.

Почтить память Мавсола в Галикарнас приехали историк Хиос Феопомп, оратор Навкрат, поэт Теодетто Фазелийский. К сожалению, не сохранилось ни одной строчки трагедии Феодекта «Мавсол», и о ее сюжете можно только догадываться.

Из трактата «О реках», приписываемого Плутарху, мы знаем о легендарном герое Мавсоле, сыне бога солнца, который дал свое имя реке в Карии. Позже эту реку назвали Инд (не путать с Северной Индией). Возможно, Феодект в своей трагедии пытался связать судьбу историка Мавсола с одноименным античным героем. Как известно, Еврипид использовал эту технику, чтобы прославить своего покровителя, царя Архелая.

Что стало с мавзолеем в Галикарнасе?

Мавзолей считается одним из самых долгоживущих чудес из 7 чудес света, уступая только египетским пирамидам. Он украшает землю более 16 веков. Мавзолей был частично разграблен во время пиратских набегов в начале нашей эры. Сама конструкция была зафиксирована во время землетрясений, когда тяжелая крыша и вагон обрушились на тонкие колонны.

Сравнение мавзолея с другими постройками подобного типа

Сравнение мавзолея с другими постройками подобного типа

Согласно сохранившимся свидетельствам, основание гробницы также можно было увидеть в начале 15 века, когда эта территория перешла под контроль госпитальеров. Тогда же рядом с мавзолеем началось строительство замка Сан-Пьетро. К концу века камни и другие части гробницы использовались для укрепления и защиты города.

Замок Святого Петра в Бодруме, Турция. Не сумев получить их сразу, они оставили это задание на следующий день. Утром все сокровища и гробы исчезли. Было ли это правдой, неизвестно, поскольку, по всем данным, тела правителей кремировались и помещались в кувшины, а не в гробы.

Благодаря госпитальерам часть фрагментов сохранилась и до сих пор хранится в замке на территории Бодрума.

В 16 веке Османская империя во главе с султаном Сулейманом завоевала территорию города. На данный момент город Бодрум является частью турецкого государства.

Раскопки и исследования

В 19 веке, когда большинство ученых сильно интересовались археологией и изучением старого мира, британский представитель в Османской империи купил в замке несколько скульптур, которые затем были показаны разным ученым.

Фундаменты, найденные при раскопках

Одним из них был Чарльз Ньютон, профессор археологии, который решил организовать экспедицию по городу в поисках мифического мавзолея, упомянутого в многочисленных греческих свитках.

Угадав, где находится мавзолей Галикарнаса, ученый купил у города часть земли. При раскопках были обнаружены: основание и блоки из мраморного камня, части ступеней, колесо колесницы и скульптуры Мавсола и Артемизии.

Часть статуи льва из мавзолея

Также в 60-х и 70-х годах прошлого века профессор Кристиан Джеппесен из Дании организовал очередную экспедицию в Бодрум, по итогам которой опубликовал большой труд «Мавзолей Галикарнаса».
Где сейчас находятся части мавзолея Галикарнаса? Статуи и фрагменты фресок, найденные во время раскопок, сейчас находятся в Британском музее, а некоторые из мраморных блоков мавзолея до сих пор укрепляют стены замка Бодрум. На территории также есть небольшой музей.

Первый в мире мавзолей

Для строительства мавзолея Галикарнаса (строительство началось около 359 г до н.э.) государь и его жена пригласили самых именитых архитекторов и скульпторов Греции, которые, работая над дизайном здания (в основном архитекторы Сатиро и Пифей), приняли решение объединить три традиционных стиля греческой архитектуры: коринфский, дорический и ионический.

Уникальная гробница оказалась первым зданием в мире, в отделке которого были использованы все основные архитектурные тенденции Древней Греции (более того, после завершения работ в мавзолее были видны и особенности азиатских храмов.). А невероятная гробница вошла в историю как одно из семи чудес света не столько своими размерами и красотой, сколько уникальным дизайном и внутренним убранством.

Интересным фактом является то, что каждому скульптору выделено собственное рабочее пространство:

  • Мавзолей Галикарнаса на восточной стороне был украшен Скопасом;
  • с запада — Леохар;
  • с севера — Бриассид;
  • с юга — Тимофей;
  • мраморная колесница на крыше была создана Питеем.

Мавзолей Галикарнаса

Высота одного из семи чудес света составляла 46 м, а площадь основания имела размеры 66 на 77 м. Мавзолей снаружи охраняли рыцари и львы. Первый этаж со стороны фасада богато украшен скульптурами божеств, а в центре — мифическими статуями и барельефами (охота, война с амазонками, битва лапифов с кентаврами). Галикарнасский мавзолей имел три уровня.

Первый этаж построен из кирпича и изнутри отделан белыми мраморными плитами. Здесь, в одной из комнат, находилась гробница, в которой сначала был захоронен прах Мавсола, затем — Артемизии, после чего вход в комнату был замурован.

На втором этаже было святилище с 36 колоннами, каждая из которых была около семи метров в высоту, место поклонения умершей правящей четы. Специально для этого здесь были установлены скульптуры Мавсола и Артемизии, сделанные компанией Scopas (интересно отметить, что обе статуи сохранились до наших дней и в настоящее время считаются лучшими скульптурами греческой культуры IV века до нашей эры.).

На колоннах была установлена ​​крыша, построенная в форме ступенчатой ​​пирамиды (всего 24 ступени). Наверху стояла огромная мраморная колесница с четырьмя запряженными лошадьми, колесницами которых были Мавсол и Артемизия (по приблизительным подсчетам высота памятника составляла около шести метров).

Руины и Музей Галикарнасского мавзолея на карте Турции

Сегодня в разных уголках нашей планеты можно встретить постройки, в облике которых угадываются черты легендарного Мавзолея, что говорит о гении древних зодчих.

Военный мемориал в Индианаполисе (США)
Мавзолей в Индианаполисе

Однако сравнивать современные мавзолеи с древним прототипом уже невозможно.

Оцените статью
Блог о мифологии