Статуя Зевса в Олимпии: история, описание и интересные факты (фото)

Чудо древнего мира

Хотя у нас остались только воспоминания об одной из самых величественных статуй такого масштаба, простое описание памятника, который в своем роде был настоящим ювелирным шедевром, может только поразить воображение. И до, и после создания статуи Зевса Олимпийского люди не создавали памятник такого масштаба — и не факт, что они когда-либо его создадут: это чудо света оказалось слишком дорогим по стоимости и огромным по масштабам.

Уникальность этого памятника заключается еще и в том, что статуя Зевса Олимпийского, единственного из всех чудес древнего мира, находилась на территории континентальной Европы, в греческом городе Олимпия, который находится на Балканский полуостров.

Роль Громовержца в жизни Олимпии

Громовержец был связан с этим городом самым прямым образом: именно здесь ему удалось победить своего отца Кроноса, которому предсказывали, что один из его сыновей лишит его власти. Чтобы этого не произошло, он решил проблему довольно кровожадным способом: пожирал всех мальчиков, которые родились. Повезло только Зевсу: его матери Ри удалось спасти ребенка.

Чтобы достойно отметить это событие, жители города решили раз в четыре года проводить Олимпийские игры, а через триста лет после их начала, в 471 году до нашей эры, они решили построить достойное святилище для Бога Грома и установить скульптуру в это из бога. Этот процесс оказался долгим: строительные работы длились пятнадцать лет, а открытие храма состоялось в 456 году до нашей эры.

Статуя Христа-Искупителя

Древние Олимпийские игры

Как выглядел дом Зевса

  • Ширина храма 64 м, длина святилища 27 м;
  • Здание было полностью построено из мрамора (включая крышу);
  • Святилище окружали тридцать четыре колонны, высота которых составляла 2,6 м, а толщина — около двух. Они состояли из особого вида известняка, состоящего из прессованных раковин и их фрагментов;
  • На внешних стенах здания установлены барельефы с изображением двенадцати подвигов Геракла;
  • Попасть в святилище можно было через бронзовые двери, их высота составляла 19 м.

Несмотря на все свое величие, храм долгое время оставался без статуи Громовержца, пока работы не доверили чуть ли не самому известному мастеру того времени Фидию.

Кто такой Фидий

Прежде чем создать знаменитое чудо света, Фидий уже был известен великолепной статуей Афины в Парфеноне. Он разработал план реконструкции столицы Греции, благодаря чему сумел накопить злобную критику. Из-за своих интриг мастеров обвинили в краже золота и слоновой кости, которые он якобы украл во время работы в Афине, в результате чего скульптор попал в тюрьму.

Фидий

правда, пробыл он там недолго: у автора знаменитых произведений было много поклонников, поэтому, когда жители Элиды внесли залог за Фидия, его выпустили в Олимпию, где он работал над Богом Грома около десяти лет. (Колот, ученица, близкий родственник, художник Панен).

Мастерская

Они создали статую Громовержца в специально построенном помещении, расположенном недалеко от святилища. По размерам он был не намного меньше храма Зевса — немецкие археологи обнаружили лабораторию, внимание которой привлекли остатки старинного здания, расположенного недалеко от святилища.

При осмотре здания были обнаружены инструменты, с помощью которых мастера создавали скульптуру, и остатки литейного цеха, что подтвердило версию о том, что здесь было создано одно из чудес света.

Рядом с мастерской была обнаружена яма с дефектными частями статуи, и были найдены прямые доказательства того, что Фидий создал свою скульптуру именно так, как описано в летописях. Получились готовые формы одежды бога, огромное количество пластинок из слоновой кости, остатки полудрагоценных камней и гвоздей.

Одной из главных находок, имеющих непосредственное отношение к скульптору, оказалось дно кувшина с надписью: «Я принадлежу Фидию».

Метод строительства

Информация о способе изготовления статуи Фидия скудна, и точные даты его пребывания в Олимпии также оспариваются.

известно, что во время выполнения некоторых работ Фидиас окружил себя командой мастеров разных профессий, о чем свидетельствуют археологические исследования, проведенные в его мастерской.

Именно в этой мастерской скульптор написал свой проект, а позже приказал краснодеревщикам построить различные части статуи. Следующим шагом было подготовить слоновую кость и вырезать ее так, чтобы она покрывала те части скульптуры, которые не были закрыты одеждой. В случае с Зевсом — весь торс.

Считается, что листы слоновой кости нужно было смягчить, чтобы с ними можно было работать, и после завершения этого процесса они были отполированы до зеркального блеска и скрыли швы.

С другой стороны, платья изготавливались из золота или серебра в очень тонких листах. Из-за качества конечного результата статуя казалась сделанной только из золота и слоновой кости.

Как выглядела статуя Громовержца

Создание статуи Зевса в Олимпии заняло много времени: Фидий посвятил ей около десяти лет. Когда он предстал перед жителями и гостями Олимпии в 435 г до н.э., это было настоящее чудо света.

Точные размеры статуи пока не определены, но, по всей видимости, ее высота составляла от 12 до 17 метров. Зевс, обнаженный по пояс, восседал на троне, ноги его были на скамейке, поддерживаемой двумя львами. Постамент, на котором стоял трон, был довольно огромным: его размеры составляли 9,5 на 6,5 м. Для его изготовления использовалось черное дерево, золото, слоновая кость и украшения.

Сам трон был украшен изображениями сцен из жизни небесных греков, на его ногах танцевали богини победы, а на перекладинах запечатлены битвы греков с амазонками, ну и, конечно же, Олимпийские игры не хватало (Панен занимался покраской). Громовержец был сделан из черного дерева, а все его тело было покрыто пластинами из слоновой кости высочайшего качества. Мастер очень тщательно подбирал материалы для своей статуи.

Олимпийский статуя Зевса
Олимпийский статуя Зевса
Олимпийский статуя Зевса


статуя зевса
Олимпийский статуя Зевса

На голове верховного бога был венок, и в одной руке он держал золотую Нику, богиню Победы, в другой — скипетр, украшенный орлом, который символизировал верховную власть. Одежда бога была сделана из золотой фольги (всего на изготовление скульптуры ушло около двухсот килограммов золота). Грозовой плащ украшали изображения представителей животного и растительного мира.

Открытие статуи

На открытие этого чуда света пришли самые известные жители Древней Греции. Когда завеса, скрывавшая памятник, была снята, все были поражены: голова и плечи статуи Зевса испускали божественный свет, который лился от Бога к людям, а глаза сияли так ярко, что казалось, что они излучают молнии.

Автор добился такого эффекта очень интересным способом: Фидий приказал у подножия статуи вырезать в мраморном полу прямоугольный таз, наполнить его водой и залить темным оливковым маслом. Поток лучей света, вошедший в храм через двери, упал на масляную поверхность и отражался от нее вверх, освещая голову и плечи Громовержца.

Олимпийский статуя Зевса

Этот бассейн имел еще одну, более практичную функцию: чтобы предотвратить порчу слоновой кости, священники смазывали статую маслом, которое стекало прямо в углубление.

Статуя Зевса в Олимпии. Краткое описание

Статуя была покрыта огромной шерстяной занавеской, выкрашенной в финикийский пурпур. Завеса, вопреки всем устоявшимся традициям, не отодвигалась и не поднималась, а, наоборот, падала на веревки, открывая посетителю храма величественный образ Зевса.

Статуя Зевса Олимпийского была изготовлена ​​из золота и слоновой кости в так называемой хризелефантиновой технике. Для украшения статуи привезли 200 килограммов чистого золота. По описаниям современников, Зевс восседал на троне, его голова была украшена венком, в правой руке он держал богиню победы Нику, в левой — скипетр, увенчанный орлом. Плащ Зевса был украшен изображениями животных и цветов. Ноги Зевса упирались в скамейку. Трон возвышался на огромном постаменте — 9,5 на 6,5 метра.

Особое внимание было уделено украшению трона чудо света статуей Зевса в Олимпии. Он был сделан из черного дерева, золота, слоновой кости и драгоценных камней. Трон был обильно заполнен изображениями сцен из древнегреческой мифологии. На каждой ножке трона находилось по четыре ники, на перекладинах между ножками были изображены сцены войны греков с амазонками и спортивных состязаний. Трон расписал брат Фидия, художник Панен. Сцены содержат изображения знаменитого Геракла, Тесея, Прометея, Ахилла, Аполлона, Артемиды, Гелия, Геры, Гермеса, Афродиты, Афины, Посейдона. Конечно, среди этих изображений лично присутствует сам Зевс.

Но больше всего, конечно, поразили размеры статуи Зевса в Древней Греции. Правая ладонь находилась на уровне колонн первого уровня храма, а голова — на уровне второго уровня. У Страбона даже сложилось впечатление, что если Зевс восстанет со своего трона, крыша храма будет сломана. Согласно современным представлениям, общая высота статуи оценивается от 12 до 17 метров.

Результаты работы археологов

Первые археологические работы в городе Олимпия были проведены французскими учеными в 1829 году. Археологи определили местонахождение храма Зевса и нашли фрагменты скульптур, изображающих подвиги Геракла. Эти фрагменты были отправлены во Францию ​​и до сих пор экспонируются в Лувре.

Следующая экспедиция прибыла из Германии в 1875 году, группа археологов проработала только летом пять лет. За это время археологи смогли нанести на карту большинство зданий Олимпии, а также обнаружить дополнительные фрагменты Храма и некоторые элементы бассейна у подножия статуи, в котором было оливковое масло.
Сегодня на месте Храма Зевса функционирует археологический музей, где созданы редчайшие находки ушедшего в небытие храма: элементы мозаики, части скульптур других богов, фигуры фронтонов храма. В музее также есть картина, изображающая статую Зевса.

Современные копии

копия статуи Зевса в Эрмитаже Олимпии
В 1861 году мраморная копия статуи Зевса была привезена из Италии в Эрмитаж, где она стоит сегодня. Скульптура высотой три с половиной метра и весом шестнадцать тонн была найдена во время археологических раскопок недалеко от Рима во второй половине 18 века. Исследователи утверждают, что эта копия была создана римским скульптором в I веке до нашей эры.
В начале XIX века скульптуру приобрел итальянский коллекционер Д. Кампана, но вскоре он обанкротился, а его активы были конфискованы и проданы на аукционе. Лучшие произведения из разрушенной коллекции Италии, в том числе копия статуи Зевса, оказались в Эрмитаже благодаря ловкости тогдашнего директора Эрмитажа и его особому соглашению с итальянскими властями.

Олимпия — полис Элиды

В условиях, когда над его головой сгущались черные тучи, он принял единственное и правильное решение — покинуть Афины, перебраться на Пелопоннес, в город Олимпию, где создал третье чудо света.

Древнегреческий писатель и географ II века нашей эры Павсаний приводит 27 произведений Фидия, которые были найдены в разных городах Греции. Это были Афины, Олимпия, Велена, Платея и другие.

Фидий был уникальным скульптором, поскольку работал одновременно с тремя техниками: хризелефантином, камнем, бронзой. Неслучайно именно его пригласили в Олимпию.

Олимпия, которую называли городом, на самом деле не была. Олимпия — уникальное место, потому что люди там не жили, а только совершали религиозные службы, частью которых были знаменитые Олимпийские игры, которые проводились каждые четыре года.

Олимпия — очень древнее место. При раскопках были обнаружены конструкции и следы керамики, относящиеся к археологическим слоям второй половины третьего тысячелетия, первого эолийского периода.

Когда эолийцы вошли в эти земли вместе с дорийцами, они быстро завоевали плодородную равнину. Олимпия в седьмом веке до нашей эры перешла во владение города Элиды.

Именно эолийцы в Олимпии установили сильный культ Зевса, к которому присоединились другие культы в этом районе. В самой Греции, где Зевс был главным божеством, было мало храмов, посвященных ему. Но храм Олимпии считался обычным греческим.

Первым храмом, где поклонялись Зевсу, был храм, который позже стал храмом Геры. С 776 года проводятся Олимпийские игры, которые были частью торжеств в честь Зевса. Наряду с Афинами, рост и развитие культуры происходили во многих греческих городах, включая Элиду.

С добычей, полученной после победы над жителями города Писса в 468 г до н.э., Элида начала строительство нового храма, известного как Храм Зевса.

Храм Зевса - реконструкция
Храм Зевса — реконструкция

Храм был основан в 572 г до н.э местным архитектором Либоном и завершен Фидием между 440 и 436 г до н.э. Храм был самым большим и наиболее почитаемым в Греции. Храм был 64 метра в длину и около 28 метров в ширину. Материалом для строительства послужила известняковая скала Пороса.

Рассказ Павсания

Описание самой престижной статуи сделал греческий историк и географ Павсаний.

По словам этого автора, Зевс был изображен с обнаженным торсом и восседающим на троне. Его ноги были покрыты плащом, а голова была увенчана оливковым деревом. Бог посмотрел вниз, и он посмотрел на него по-отечески.

С правой стороны скульптуры была Ника (богиня победы, обычно изображаемая в виде крылатой женщины), а с левой — скипетр, увенчанный орлом. Плащ на ногах был украшен лилиями, а сандалии были из золота.

Трон был сделан из черного дерева, золота, слоновой кости и драгоценных камней. Подлокотники, спинка, перекладины и ступни были вырезаны и украшены рельефами, относящимися к греческой мифологии. Одно из самых впечатляющих зрелищ — убийство детей Ниобы.

Основание скульптуры Зевса было украшено рождением Афродиты. По словам Павсания, можно было увидеть богиню, выходящую из моря и приветствуемую Эросом.

Хронология событий

Год Мероприятие
445 г до н.э Начало строительства статуи
435 г до н.э Открытие статуи
170 г до н.э Повреждение статуи (землетрясение)
30-е годы 1 века нашей эры Неудачная попытка перевезти статую (орден Калигулы)
391 г н.э Запрет языческих обрядов и божеств, запустение Храма
425 или 475 г н.э Разрушение статуи огнем
1829 гр. Найдите фрагменты скульптуры и отправьте их в Лувр
1875 гр. Найдите элементы бассейна у подножия статуи
1954–1958 Открытие мастерской Фидия

Интересные факты

Статуя Зевса в Олимпии, интересные факты:

  • Фидий работал над памятником около 12 лет. Он потратил всего год на размышления о разработке и создании проекта.
  • Для украшения статуи Фидий использовал более 200 кг чистого золота.
  • Стоимость золота составляла около 8 миллионов долларов (в современных деньгах).
  • Чтобы сделать тело древнегреческого бога реалистичным, Фидий использовал для его создания слоновую кость с розовым оттенком.
  • Внешний вид статуи был нежным и человечным. Это явление впервые было замечено в греческом искусстве.

Чтобы памятник сохранил свой величественный облик, его регулярно и полностью обслуживают. Мастера натерли его маслом, чтобы уберечь от повреждений и окисления. За все время существования памятник неоднократно реставрировался. Разрушения произошли в результате землетрясения, удара молнии и кражи осколков золота местными жителями.

 

Рождение статуи Зевса

Статуя Зевса была изготовлена ​​в конце 1930-х годов до нашей эры. Поскольку статуя Зевса уже строилась под существующим храмом, Фидию пришлось вставить ее в существующее пространство.

Фрагменты терракотовых слепков для слияния деталей золотого платья статуи. Найден в 1958 году экспонируется в музее Олимпия
Фрагменты терракотовых слепков для слияния деталей золотого платья статуи. Найден в 1958 году экспонируется в музее Олимпия

Специально для этого была построена мастерская, которая в наши дни, в 1954–1956 годах, была обнаружена при археологических раскопках. В лаборатории археологи нашли формы для отливки отдельных деталей, кусочков слоновой кости и многого другого.

Эта же статуя Зевса, по некоторым данным, имела высоту 12 м 40 см, хотя есть и другие данные, появившиеся в разное время. Каллимако, александрийский поэт, утверждает, что высота статуи составляет 12 м 50 см.

Павсаний
Павсаний

У писателя Павсания, о котором говорят известные исследователи при описании Эллады, есть замечательная фраза: «Я знаю размеры Зевса Олимпийского, но я не буду их конкретно упоминать.

Павсаний — древнегреческий писатель, автор произведения, описывающего Элладу в 10 книгах. Жил во 2 веке нашей эры, уроженец Лидии. Посетил Италию, Сардинию, Корсику, Аравию и Сирию. Его труд был написан, вероятно, в 70-х годах второго века, своего рода путеводителем по наиболее выдающимся памятникам архитектуры и искусства центральной Греции и Пелопоннеса.

Когда дело доходит до чудес света, о них можно судить по двум важным составляющим: технической сложности (размер статуи относится к этому параметру) и максимальному эстетическому качеству объекта.

Географ Страбон писал, что статуя настолько велика и непропорциональна храму, что храм очень тесен для этой статуи, и если Зевс встанет, он просто снесет крышу головой. Зевса Олимпийского лучше всего описал Павсаний, а его внешний вид скопирован с изображений монет города Элиды.

Монета с изображением статуи Зевса

Что это за скульптура? Это Зевс, восседающий на троне. В правой руке, лежащей на рукоятке трона, изображение богини победы — Ники. С другой стороны, слева — скипетр, на вершине которого восседает орел.

Статуя Зевса в Олимпии
Статуя Зевса в Олимпии

Сам трон был сделан из эбенового дерева, которое украшали слоновая кость, золото, драгоценные камни. На троне изображены различные сцены из греческой мифологии.

Ножки трона соединялись четырьмя перекладинами. На переднюю крестовину нанесено восемь тисненых изображений. Это были рельефные изображения Олимпийских игр, одно из которых было мужским соревнованием.

На других перекладинах сцены борьбы Геракла и Тесея с амазонками. Всего было двадцать девять изображений. Небольшие стены кладут под балки, между ножками.

Фрагмент фриза, найденного в храме Зевса. Вырезано в 5 веке до нашей эры.
Фрагмент фриза, найденного в храме Зевса. Вырезано в 5 веке до нашей эры.

С лицевой стороны стена выкрашена в синий цвет, остальное — картины Панина. На задней стене картины, изображающие сцены: битва Геракла с немецким львом, Аякс и Касандра, Гипподамия, дочь Оиномай, с ее матерью Фиондой.

Красота картины отдана левой стороне: освобождение Прометея Гераклом; Ахилл поддерживает Пентесилию, королеву амазонок; две Геспериды с золотыми яблоками в руке.

За спиной Зевса были три фигурки Ор — богинь сезона, с другой стороны, фигура Хариты — богини веселья и радости. У ног Зевса была скамья, на ногах которой были львы.

Тело Зевса выполнено из слоновой кости, золота. Голова и руки Зевса, верхняя часть тела, были открыты, поэтому были сделаны из слоновой кости. Нижняя часть туловища и ноги задрапированы золотым плащом.

В чем важность технической сложности статуи. Высота фигуры 12 м. Изготовить целую статую невозможно. Судя по всему, основа представляла собой деревянную раму, на которой закреплялись и регулировались плиты. Главное в этой работе — адаптировать фрагменты статуи, состоящие из пластин из золота и слоновой кости.

Пришлось подогнать плиты так, чтобы швы были незаметны. На головах Зевса и Ники были золотые венки из оливковых ветвей, как у олимпийских победителей. На каждую статую было потрачено более 1200 кг золота.

Храмы Греции были великолепны, красивы, но у них был один недостаток — они были темными, так как в них не было окон. Свет мог проникать только через двери, обычно огромные, на весь этаж.

Фидию пришлось решить очень важную задачу, включить статую, и он решил эту задачу идеально. Архитектор сделал в полу нишу для бассейна с оливковым маслом. Кроме того, он поместил таз так, чтобы лучи света через открытые двери падали на зеркальную поверхность масла и отражались, ярко освещая верхнюю часть статуи.

Для людей, которые это видят, создано божественное ощущение, будто статуя сама светится в темноте. Статуя Зевса увековечила имя греческого скульптора Фидия. Историки не знают, как он провел последние годы своей жизни и когда умер.

Судьба статуи Громовержца

Статуя Зевса Олимпийского просуществовала довольно долго, за это время ее не раз реставрировали: в нее часто били молнии, она пережила несколько землетрясений. Кроме того, нередки случаи кражи золотых деталей.

Римляне не раз хотели вынести статую, например, это был приказ Калигулы в 40 году. Это было невозможно: легенды рассказывают, что когда захватчики пришли, чтобы взять памятник, статуя Зевса олимпийского разразился смехом, так напугав захватчиков, что они бежали, а Громовержец остался на своем месте.

Последнее воспоминание о статуе относится к 363 году нашей эры — когда в Греции было официально принято христианство (это произошло в 391 году), были закрыты абсолютно все языческие храмы, та же участь постигла храм Зевса.

Колосс Родосский
Колосс Родосский

По одной из версий, статуя Громовержца сгорела во время пожара древнего святилища в 425 году нашей эры во дворце императора Феодосия II и полностью сгорела там во время пожара 475 года — всего несколько обугленных пластин из слоновой кости и кусочки расплавленного золота.

Описание и характеристики статуи

Статуя Зевса была скульптурой хризослона — этим термином обозначали золото и слоновую кость, из которых она была сделана. Его высота составляла 12 метров, а ширина занимала всю переднюю часть камеры, пространство, отведенное в храме для размещения изображения бога, которому она была посвящена.

Мастерская скульптора Фидия

Фидий работал над памятником Зевсу в своей мастерской, которая находилась недалеко от самого Храма и была такого же размера. Долгое время ученые ничего не знали об этом объекте. Первые археологические находки были обнаружены только в 1954 году. В этот период специалисты обнаружили примерное место, где раньше располагалась мастерская Фидия. В результате раскопок были найдены рабочие инструменты, фрагменты слоновой кости и драгоценности. Археологам удалось создать примерный план возведения памятника, используя пронумерованные формы скульптора.

Древнегреческий скульптор - Фидий

Древнегреческий скульптор — Фидий Интересно: на месте мастерской была найдена чаша с надписью «Я принадлежу Фидию”.

Архитектор Фидий

Фидий — древнегреческий архитектор, художник и великий скульптор. Бронзовые и хризелефатиновые статуи прославили мастера.

Статуя Зевса была изготовлена ​​в технике хризелефантина (от греч. Chrysó s — золото и elé phas — слоновая кость). Когда скульптура выполнена из золота и слоновой кости на деревянной основе. Используется в древности.

Работы Фидия были настолько изящными, что его ставили в один ряд с другими известными древнегреческими классиками Праксителем и Поликлитом.

Фидий
Фидий

Во время правления Перикла у Фидия тоже были противники. Против него постоянно возбуждаются дела, в основном за хищение. Он якобы украл часть золота, которое было выделено для статуи Афины Парфенос в Парфеноне. Золото там действительно было потрачено, около 1150 кг. Обвинение было явно надуманным. Ведь все эти блюда можно было снять и взвесить.

Афина Парфенос
Афина Парфенос

Фидий казался оправданным, но затем ему было предъявлено новое, более серьезное обвинение в нечестии. Дело в том, что на щите Афины Парфенос, где была представлена ​​битва афинян с амазонками, мастер осмелился изобразить себя в образе лысого старика, закрывшего голову руками, и даже Перикла в образ Тесея.

В 432 г до н.э., когда Фидия вызвали на суд, где он пытался объяснить, что это не так. Судьи восприняли его аргументы как оправдание. Сложность заключалась в том, что Фидий судил не афинский народ, а ареопаг.

Ареопаг — последнее пристанище аристократов в демократических Афинах. Его власть ограничивалась религиозными делами, человек не имел правовой защиты в случае преследования. Ареопаг — это буквально холм Ареса, орган власти в древних Афинах. Назван в честь места встречи на холме Ареса, недалеко от Акрополя. Он возник в очень древнюю эпоху как совет старейшин. Он состоял из пожизненных членов, предоставленных бывшими архонтами.

Он располагался на одноименном холме, где, по легенде, происходил суд над богом Аресом за пролитие крови сына Посейдона. Ограничение власти Ареопага началось с развитием афинской демократии.

Холм Ареопаг в Афинах
Ареопаг, холм в Афинах

Когда человек изображает себя на статуе божества, по древнегреческим представлениям, его называли «высокомерием» — наглостью, оскорблением божества, а это затягивающая статья о смертной казни, и в этом обвиняли Фидия. Объяснения архитектора не были приняты Ареопагом и, по одной из версий, известно, что он умер в тюрьме. Но это только одна из версий, есть и другие, в которых ход событий в его жизни совершенно иной.

В 431 году началась Пелопоннесская война, тяжелая и мрачная, от которой пострадали Спарта и Афины. В 430 году в Афинах разразилась ужасная чума, унесшая также Перикла. В 429 году Фидий потерял не только друга, но и своего единственного защитника.

Открытие монумента

Скульптор Фидий

Скульптор Фидий

Официальное открытие памятника состоялось около 435 г до н.э. В этот период вся Олимпия заговорила о творчестве Фидия. Посмотреть на памятник древнегреческому богу приехали самые влиятельные люди Греции.

Все были поражены огромными размерами статуи, ее красотой и величием. Сам Фидий наблюдал за восторженными зрителями из храма. Очень ответственно подошел к своей работе, хотел, чтобы памятник светился. Для этого Фидий приказал снести пруд перед Зевсом. Оливковое масло было залито водой. Из-за игры света зарево масла упало на голову и плечи Бога, сделав памятник еще более величественным.

Интересно: судьба Фидия остается неизвестной. По одной из версий, он умер в тюрьме через 3 года после открытия памятника. Другая версия гласит, что Фидий прожил еще 8 лет после грандиозного события, а затем умер, став изгоем общества.

Оформление исторического объекта

Статуя Зевса в Греции была построена внутри Храма, посвященного древнегреческому богу. Кроме нее, других предметов и артефактов здесь не было. Внутреннее убранство самого храма было продумано незаметно, чтобы памятник максимально привлекал внимание посетителей.

Открытие памятника произвело фурор среди жителей города. Все были поражены работой скульптора Фидия. Сам мастер тщательно подбирал все материалы для работы, в мельчайших деталях проработал композицию будущей статуи Зевса-громовержца. Высота монумента достигала 13 м. Монумент был скрыт от публики шерстяной занавеской. Он был окрашен финикийским пурпуром. Чтобы жители могли посмотреть на работу, полотно подняли с помощью специальных веревок.

Один из вариантов оформления исторического объекта

Афины и Перикл

Город возник еще в античности в веке до нашей эры, как крепость Элазги. Афины в I веке до нашей эры стали общепризнанным греческим культурным центром. Горожане любили свой город и говорили, хоть и немного грубовато:

«Если ты не видел Афин, ты дурак, если ты видел и не восхищался, ты осел, а если ты ушел добровольно, ты верблюд».

К середине века до нашей эры Афины, победившие в очень тяжелой войне с персами, заняли доминирующее положение в Греции. В области внешней политики они возглавили объединение греческих государств: материка, острова.

Во внутренней жизни на фоне общей демократизации всего государственного строя Афины пережили всплеск материальной и духовной культуры. На вершине Акрополя строится великолепно украшенный Парфенон, а на склонах Акрополя в Театре Диониса трагические афиняне ставят свои оперы.

Это было время афинской демократии. Вокруг его вождя Перикла собрались самые выдающиеся личности того времени: философ Анаксагор, трагический Еврипид, историк Геродот и автор третьего чуда света великий скульптор Фидий.

Фидий был другом и товарищем Перикла. Ему было поручено руководство строительством Акрополя и его украшением.

Перикл
Перикл

Перикл — афинский политик, известный оратор и полководец. Лидер афинской демократии. С 444 г до н.э. Перикл 15 раз подряд избирался в коллегию стратегов.

Под его руководством Афины достигли вершины своего могущества. Перикл украсил Афины, особенно Акрополь, известными зданиями. В 429 г до н.э., на третий год после начала Пелопоннесской войны, Перикл, как и тысячи других афинян, умер от эпидемии чумы, бушевавшей в городе.

Афиняне всегда были подвижным, беспокойным народом с ярко выраженной гражданской позицией. У них не было и дня без политических баталий. Конечно, у Перикла были политические противники, были и открытые враги, которые не любили Перикла.

Как была построена статуя Зевса? История

Большинство историков считают, что статуя Зевса была сделана Фидием около 430 г до н.э., однако другие эксперты указывают, что это могло быть до 438 г до н.э. C., до осознания статуса Афины Парфенос.

Как уже упоминалось выше, статуя располагалась внутри храма Зевса, построенного архитектором Либоном.

Причина создания статуи Зевса была чисто религиозной. Главный бог у греков был объектом поклонения в храме города, который считал его своим защитником. Кроме того, строительство скульптуры происходило в то время, когда Олимпия набирала популярность в Греции.

Руины

Раскопки в Олимпии не нашли останков этого существа. Это подтверждает гипотезу о том, что он мог быть перенесен в Константинополь.

Внешний вид статуи

Каркас статуи Зевса, сделанный Фидием, был деревянным. Памятник был украшен пластинами из золота и слоновой кости. Статуя Зевса (одно из семи чудес света) была представлена ​​в виде обнаженного до пояса древнегреческого бога. На его голове был венок из оливковых ветвей. На ногах был плащ из позолоченного стекла. В правой руке Бог держал статую Ники, богини победы. В левой руке он держал скипетр с изображением орла. Фидий украсил престол на памятнике Зевсу поддельными изображениями. Он также был украшен золотом, слоновой костью и деревом.

Скульптура Зевса

Скульптура Зевса Это интересно! Древнегреческий бог был обут в золотые сандалии, его ноги стояли на приподнятой скамье, на которой располагались фигуры двух львов. Сама площадка, на которой стоял памятник, имела размеры 9,5 на 6,5 метра. Он был сделан из золота, драгоценных камней, дерева

Из чего состоял храм Зевса

Ученые неоднократно изучали Олимпию, чтобы примерно понять особенности и расположение памятника древнегреческому богу. В результате раскопок были обнаружены различные фрагменты и материалы, по которым можно было догадаться, что Храм состоял из:

  • 6 столбиков удлиненной ширины;
  • 13 колонн в длину;
  • мраморные стены и крыши;
  • фундамент-ракушка;
  • метоп с подвигами Геракла;

Кроме того, археологам удалось обнаружить, что фасад храма был украшен рисунками и всевозможными композициями. Эта же фигура древнегреческого бога стояла за полотном в центре сооружения, чтобы войти в Храм, местным жителям нужно было пройти через огромные бронзовые ворота, высотой около 19 метров.

Храм Зевса в Олимпии

Храм Зевса в Олимпии

Фронтоны храма

Верхняя часть храма Зевса по самой узкой стороне заканчивается наверху треугольным фронтоном, окаймленным с двух сторон скатами крыши.

Западный фронтон посвящен кентавромахии: сцене битвы лапифов и кентавров.

Мифическое племя Латифи, жителей Фессалии, пригласило соседнее племя кентавров отпраздновать свадьбу их царя Пириту с Гипподамом.

Выпив слишком много, один из кентавров решил похитить невесту, что привело к началу ожесточенной битвы.
Лапифы не без помощи Тесея, друга Пириту, одержали победу.

В понимании древних жителей Эллады этот миф символизировал победу развитой культуры цивилизованных человеческих племен над диким природным началом кентавров.

Скульптурные изображения западного фронтона воспринимаются как настоящие, вся сцена наполнена бурным движением, в котором, однако, нет хаоса.

Обе части композиции художник уравновесил центральной фигурой прекрасного юного Аполлона, наблюдая за происходящим с легкой улыбкой на губах.

Его властная фигура, исполненная спокойного превосходства, не оставляет у зрителей никаких сомнений в исходе битвы.

Восточный фронтон посвящен отображению мифа о Пелопе и царе Эномае, которому дельфийский оракул предсказал смерть от рук зятя.

Отец Эномая, бог войны Арес, оставил ему в наследство сказочно быстрых лошадей, и всем, претендующим на руку его дочери Гипподамии, Эномай предложил гонку на колесницах.
Никто не мог соревноваться в скорости с конями Ареса, и все проигравшие были сокрушены смертью от рук царя.

Пелопс (от его имени происходит название полуострова Пелопоннес) был самым проницательным, уговорил возница и заменил одну из осей колесницы на восковую. Во время гонки он распался, и Эномай умер.
Пелопс получил девушку и королевство.

Скульптурная композиция восточного фронтона лишена стремительного движения, все изображения статичны и более изолированы друг от друга.

Две группы мужских фигур, идеально гармонирующие с ритмом могучих дорических колонн, расположены симметрично относительно центрального изображения верховного бога Зевса.

Столь очевидная разница в динамическом решении композиций двух фронтонов заставила историков поверить в то, что они были работой разных мастеров.

Отцовство восточного фронтона приписывается Пеонио, а западного — Алкамену Старшему. Однако вопрос о количестве авторов остается открытым.

Скульптурные композиции обоих фронтонов демонстрируют нам два разных подхода художников V века до нашей эры. Н.С к попытке создать универсальный монументальный образ.

Стоит добавить, что эти великолепные произведения искусства, как и многие древнегреческие скульптуры, были полихромными.

Сохранившиеся фрагменты находятся в археологическом музее Олимпии.

Они закреплены таким образом, чтобы точно воссоздать их реальное положение, как это было на фронтоне древнего храма.

Калигула

Одна из историй, рассказывающих о статуе Зевса, относится к попытке разрушить ее Калигулой, римским императором, правившим между 37 и 41 годами нашей эры ВМЕСТЕ А.

Правитель, отличавшийся высокомерием, экстравагантными и жестокими решениями, приказал обезглавить все статуи, изображающие богов. Калигула намеревался заменить их бюстами собственной головы.

Статуя Зевса была одной из тех, кого осудил император, но его смерть спасла ее от обезглавливания.

Легенда гласит, что солдаты, отрубившие голову скульптуре, прибыли в храм, чтобы выполнить свою миссию. В то время сам Зевс громко рассмеялся сквозь статую, и все присутствующие, включая солдат, были так напуганы, что не осмелились подойти.

История создания

Зевс был напрямую связан с городом Олимпия: именно в Олимпии будущий гром победил своего отца Крона. В честь этого события жители Олимпии решили каждые четыре года проводить Олимпийские игры, а спустя три столетия — создать храм и скульптуру, увековечившую подвиг Зевса.
Идея создания статуи Зевса принадлежит властям Эллады. Во второй половине V века до нашей эры организаторы Олимпийских игр решили добавить статую к недавно возведенному Храму Зевса, построенному на деньги, полученные от пожертвований.

Стремясь превзойти своих афинских соперников, олимпийские боги пригласили признанного скульптора Фидия, который смог создать шедевр, затмивший все существующие греческие воззрения (к тому времени Фидий уже успел создать две выдающиеся статуи: Афину Парфенос и Афину Промахос) и был также известен как создатель плана реконструкции столицы Греции.
Мастер создавал свой шедевр в специально построенной мастерской, которая находилась в 80 метрах от Храма и была такого же размера, как и сам храм. Работа велась скрыто от посторонних глаз. Фидию помогали его брат Панон и его ученик Колот.

Оцените статью
Блог о мифологии