Храм Артемиды в Эфесе, Турция: фото, краткое описание и интересные факты

Содержание
  1. Храм Артемиды в Эфесе
  2. Связь с Александром Македонским
  3. Третий храм
  4. Гибель святилища
  5. Краткое описание
  6. Интересные факты
  7. В погоне за славой
  8. Как сейчас выглядит одно из семи чудес света — Храм Артемиды Эфесской
  9. Окончательное разрушение храма и нынешнее состояние
  10. Где находится?
  11. Фото храма Богини Артемиды Эфесской
  12. Как добраться самостоятельно?
  13. Как выглядело святилище
  14. Роль храма в жизни города
  15. История создания и воссоздания
  16. Артемида – дочь Зевса
  17. Третий храм Артемиды Эфесской
  18. График работы
  19. Восстановление
  20. Стоимость посещения
  21. Первые сооружения
  22. Второй храм
  23. Особенности культа Артемиды Эфесской
  24. Видео
  25. Великий храм античного мира
  26. Особенности возведения святилища
  27. Внешний и внутренний облик
  28. Назначение храма
  29. Лучше ехать с экскурсией или самостоятельно?
  30. Кто поджог храм Артемиды?
  31. Археологические раскопки
  32. Трудные времена Артимесона
  33. Возрождение после пожара
  34. Упадок и разорение
  35. Устройство второго храма

Храм Артемиды в Эфесе

Два из семи чудес древнего мира находятся на турецкой земле. Один из них — грандиозный Храм Артемиды, простоявший недолго на территории древнего города Эфес (ныне Сельчук) в западной части страны.

К сожалению, до наших дней сохранились только несущая конструкция и одна из 127 колонн грандиозного здания. Считается, что каждая из колонн была пожертвована королями на строительство святилища.

В мифологии Артемида — богиня охоты, плодородия и женского целомудрия, внебрачная дочь Грозового Зевса и титанида Лето.

Здание храма служило не только духовным и культурным центром Эфеса, но и по сути было важным торговым и финансовым центром. Именно здесь располагался местный банк, в результате переговоров между гражданами решались актуальные вопросы и совершались сделки.

Связь с Александром Македонским

Бюст Александра Македонского

Бюст Александра Македонского

По необъяснимой случайности пожар в храме Артемиды совпал с рождением великого полководца Александра Македонского, который в будущем со своей армией покорит полмира.

Современники оправдывали инертность богини в момент нападения на ее храм тем, что она помогла родить Александру.

Во время своих завоеваний Александр Македонский посетил Эфес и организовал большой праздник в честь богини Артемиды, которую с детства считал своей покровительницей.

Царь также предлагал жителям города оплатить все расходы по восстановлению храма, но получил отказ, мотивированный фразой:

«Боги богам храмов не строят».

Храм Артемиды в Эфесе — это чудо света, которое прочно вошло в сознание современников именно из-за связи с великим вождем.

Третий храм

Однако Александр Македонский настоял на своем предложении помощи в восстановлении святыни. Однако реконструкция затянулась до начала III века до нашей эры. Им руководил известный архитектор Александр Дейнократ.

Храм Артемиды в Эфесе четвертое чудо света

Храм Артемиды в Эфесе четвертое чудо света

Новый храм включал ступенчатый пьедестал. Судя по сохранившимся данным, он был больше оригинальной версии:

  • База 137х69 метров;
  • 127 столбцов, образующих 2 строки.

Внутри сооружения было множество статуй известных скульпторов Скопа и Праксителя, а также большое количество картин, в том числе изображение вождя Александра Македонского в образе бога Зевса.

Реконструкция внешнего вида храма

Реконструкция внешнего вида храма

Этот вариант Храма Артемиды был необычайно богато украшен. Именно она будет названа одним из чудес света.

Принципиальная схема храма, созданная археологом Джоном Вудом.

Принципиальная схема храма, созданная археологом Джоном Вудом.

«Я видел стену величественного Вавилона, по которой идет дорога к колесницам, и статую Зевса в Алфею, и висячие сады, и колосс Родосский, и огромную работу высоких пирамид, и бескрайние просторы гробница Мавзоло; но когда я увидел дом Артемиды, поднимающийся к облакам, эти другие чудеса потеряли свое великолепие, и я сказал: «Теперь, кроме Олимпа, солнце никогда не было таким ярким.»

Цитата из записок Антипатра Сидонского.

Сам храм был изолирован от городских властей и представлял собой самостоятельную единицу, контролируемую священниками. Поэтому строение часто служило убежищем для преследуемых людей.

Гибель святилища

Храм простоял около 6 веков. Его разрушение связано с развитием и распространением христианства, религии, которая боролась с языческими богами.

Рисунок храма Эфеса.

Рисунок храма Эфеса.

В 391 году в Римской империи, на территории которой располагался храм, было запрещено поклонение языческим богам, в том числе Артемиде. В результате мрамор, из которого была сделана конструкция, понадобился для других построек. Таким образом, в течение нескольких лет храм разбирали по частям.

Внутреннее убранство, статуи, картины, скульптуры — больше некому было охранять. Храм был разграблен.

известно, что мрамор колонн стал материалом для строительства собора Святой Софии в Стамбуле.

Краткое описание

Храм был самым большим святилищем в древнем мире и его размеры поистине впечатляют: его длина составляла 110 метров, а ширина — 55. Крышу здания поддерживали 127 массивных 18-метровых колонн. Стены и кровля храма, возведенного в честь юной богини, были украшены мраморными плитами.

Для строительства святилища было выбрано довольно странное место на болоте. Это связано с тем, что в то время постройки часто разрушались из-за сильных землетрясений, и поэтому архитектор решил построить храм на болотистой местности в надежде, что в случае землетрясения храм останется невредимым. Однако это предположение было ошибочным. Практически все остатки грандиозного сооружения ушли на дно. Не помогло и то, что вырытая в болоте яма была заполнена шерстью и углем.

Внутренние стены храма украшали скульптуры и рельефы. В его центральной части находилась 15-метровая скульптура Артемиды, сделанная из слоновой кости и черного дерева, животные были изображены на одежде богини.

Интересные факты

  • История гласит, что первый храм в честь богини охоты был возведен в середине 6 века. ДО Н.Э. Гигантские колонны были смонтированы на колесах и доставлены на строительную площадку с помощью упряжки быков.
  • В 356 г до н.э. «сумасшедший», гражданин Эфеса, Эрострат, начал пожар, прославившийся как величайший разрушитель. Поскольку в храме было много деревянных элементов, его интерьер полностью сгорел, остался только один свод с почерневшими колоннами.
  • К третьему веку. ДО Н.Э. На средства, выделенные легендарным полководцем Александром Македонским, храм был успешно восстановлен по первоначальному плану, а само здание возведено на высоком ступенчатом фундаменте.
  • Одна из колонн изготовлена ​​известным в то время скульптором Скопасом, алтарь — Праксителем; Апеллес работал над росписью и фресками. В благодарность Александру Македонскому в храме поместили портрет завоевателя с молнией в руке. Работа выполнена Апеллесом и необычайно реалистична.

Интересно! Согласно одной из легенд, македонец родился во время пожара храма Артемиды в Эфесе. Считается, что богиня не смогла спасти свое святилище от разрушения огнем, так как занималась благополучным рождением будущего великого полководца и завоевателя.

  • В 263 г храм, как и другие постройки поселения, был разграблен готами (немцами), но вновь восстановлен жителями Эфеса. Позже, во время правления Феодосия I, провозгласившего Православие государственной религией, языческие культы были категорически запрещены, поэтому святилище было закрыто и пришло в упадок.
  • Местные жители, не раздумывая, начали демонтировать мраморную облицовку храма и плитку для своих построек, часть плит привезли в Стамбул для строительства собора Святой Софии.
  • В результате таких действий колонны, теряя устойчивость, начали падать, а их фрагменты постепенно засасывались в болото, на котором было возведено святилище. После падения Римской империи Эфес стал подчиняться турецким султанам, и постепенно с 15 века богатый и процветающий полис полностью исчез. Спустя 300 лет город возродили под другим названием.
  • В 1869 году следы постройки были обнаружены английским археологом Джоном Вудом, а фундамент был обнаружен только в 20 веке. Под ним были обнаружены следы первого храма, разрушенного безумным Эростратом. Фрагменты колонн, украшенные рельефами, находятся в Лондоне, в Британском музее, другая часть находок передана в Турецкий археологический музей.

В погоне за славой

Вы можете заявить о себе несколькими способами. Некоторые рисуют блестящие картины и создают скульптуры. Другие идут по пути разрушения. Так случилось с храмом Артемиды в Эфесе. Его величие и роскошь привлекли внимание Герострата. Из-за отсутствия других талантов он поджег здание, чтобы прославиться веками как величайший разрушитель. Интерьер полностью сгорел из-за большого количества деревянных элементов. Остались почерневшие и закопченные колонны и свод. Оказалось, что здание простояло около 200 лет. Построенный в 550 г до н.э в 356 г., он был сначала разрушен.

Преступник не скрывался, а гордо заявил о своем жесте, объяснив это тем, что таким образом хочет оставить в истории память о себе. Жители были настолько разгневаны вандализмом, что решили навсегда вычеркнуть его имя из списков и никогда не вспоминать его. О Герострате снова заговорили из-за работ историка Феопомпа, где он упомянул, кто поджег храм Артемиды в Эфесе. История сохранила имя Герострата, но не как героя, а как величайшего дурака, разрушившего одно из чудес света.

Храм Артемиды в Эфесе - Турция
Храм, как феникс, возродился в еще большем величии. Поврежденные мраморные плиты покрытия были сняты и заменены другими, внутри находились предметы искусства, статуи и драгоценные вазы, подаренные знатными гостями из соседних стран. Жители и гости Эфеса поднялись на ноги.

В III ст. ДО ХРИСТА была завершена реконструкция, строительство финансировалось Александром Македонским. Благодарные жители города выразили свою благодарность, заказав у Апеллеса портрет великого вождя и поместив его в центральной части возле статуи богини.

Храм Артемиды в Эфесе превосходит Парфенон по размерам и по количеству инженерных разработок и богатству внутреннего убранства заслуженно стоит в одном ряду с другими чудесами древнего мира. К сожалению, он был снова разрушен и разделил судьбу Колосса Родоса и Висячих садов Вавилона, оставив лишь воспоминания о себе.

Как сейчас выглядит одно из семи чудес света — Храм Артемиды Эфесской

Семь чудес света 3 - храм артемиды в эфесе

 

Окончательное разрушение храма и нынешнее состояние

На протяжении шести веков храм оставался нетронутым, и даже появление христианских миссионеров не помешало им совершать там праздники. Но все изменилось в 268 AD NS. Именно тогда здание было повреждено при нападении готов. В текстах готских историков есть история о том, что лидеры готов Респ, Ведук и Туруар захватили корабль и прибыли в Азию. Там они разграбили большие города. Эфес не избежал этой участи, и храм Артемиды Эфесской готов был подожжен и разграблен.

После этого в истории древнего храма осталось много белых пятен. Однако, судя по некоторым источникам, он был восстановлен заново, т. К. Упоминания о совершении ритуалов можно найти и в более позднее время.

Примерно во время упадка Римской империи храм Артемиды Эфесской был навсегда закрыт из-за гонений язычества, но точная дата неизвестна.

Датой закрытия храма называют начало или середину V века, иногда указывают более точный год — 407 г до н.э. Неизвестно, сколько времени прошло с момента закрытия до полного разрушения. Но культ Артемиды в этот период был практически полностью забыт. Имя богини было удалено из всех надписей, найденных в городе. Культ был запрещен.

Убранство храма было разобрано и вывезено из Эфеса, они были использованы при строительстве других построек. Например, колонны святилища были перевезены в Константинополь (современный Стамбул), где они нашли свое место в соборе Святой Софии. В самом городе были установлены скульптуры и другие элементы храма.

Руины храма были обнаружены в 1869 году во время раскопок, финансируемых Британским музеем.

Эти раскопки продолжались в 1904–1906 годах, в ходе которых были обнаружены и другие фрагменты. Многие из найденных сокровищ и скульптур перевезли в сам Британский музей, где был организован «Эфесский зал».

Пока от древнего храма сохранилась только одна колонна. Таким образом, Храм Артемиды Эфесской был добавлен в список чудес света, навсегда стертых с лица земли.

Храм Артемиды

Где находится?

Руины храма находятся на юге провинции Измир недалеко от города Сельчук, где тысячи лет назад располагался древний Эфес.

Местонахождение: Artemis Tapınağı, 35920, Сельчук, Измир.

Фото храма Богини Артемиды Эфесской

Одно из чудес древнего мира: храм Артемиды в Эфесе

Как добраться самостоятельно?

Чтобы увидеть руины храма, нужно добраться до селения Сельчук и отправиться по дороге в Кудашасы, возле которого находится нижний вход в древний город. Долмуши (маршрутные такси) отправляются из Кушадасы каждые полчаса. Расстояние от храма от Кушадасы около 20 км.

Как выглядело святилище

Храм Артемиды считался самым большим святилищем в древнем мире: его длина составляла 110 м, ширина — 55 м. Крышу вдоль стен с внешней стороны храма поддерживали 127 колонн высотой 18 м. Стены и крыша святилища были украшен плитами из мрамора. Стены храма изнутри украшали скульптуры Праксителя и рельефы Скопа.
Храм Артемиды Эфесской
В центре храма находилась пятнадцатиметровая скульптура богини, сделанная из черного дерева и слоновой кости и украшенная драгоценными камнями и металлами. Поскольку Артемида почиталась как покровительница всего живого, на ее одежде изображались животные.

На статуе, найденной при раскопках, ученые обнаружили огромное количество выпуклых образований, назначение которых ученые четко не определили. Но поскольку при раскопках были найдены бусы в форме сосудов, археологи склонны думать, что эти «выпуклости» также являются бусинами, которые жрецы подвешивали к скульптуре во время ритуалов (или всегда на них вешали).

Роль храма в жизни города

храм Артемиды в Эфесе, в отличие от других подобных построек, был не только культурным и духовным центром города, но и финансовым и торговым центром: здесь находился местный банк, велись переговоры, заключались сделки. Он имел полную независимость от местных властей и управлялся коллегией священников.

История создания и воссоздания

Храм Артемиды Эфесской возводили дважды, и каждый раз его ждала печальная участь. Масштабный проект был разработан Херсифроном в начале 6 века. AVANTI CHRIST NS. Именно он выбрал необычное место для строительства будущего чуда света. В этой местности часто случались землетрясения, поэтому для фундамента будущего сооружения было выбрано болото, которое уменьшило толчки и предотвратило разрушения от стихийных бедствий.Храм эффекта

Средства на строительство выделил царь Крез, но увидеть этот шедевр в готовом виде ему так и не удалось. Работа Херсифрона была продолжена его сыном Метагеном и завершена Деметрием и Пеонием в начале V века. AVANTI CHRIST NS. Храм построен из белого мрамора. Скульптура Артемиды была сделана из слоновой кости, украшена драгоценными камнями и золотом. Внутреннее убранство было настолько впечатляющим, что здание по праву считалось одним из самых красивых в мире. В 356 г до н.э великое творение было окутано языками огня, что лишило его древнего очарования. Многие детали сооружения были деревянными, поэтому они сгорели дотла, а мрамор почернел от копоти, потому что в те времена тушить пожар в таком массивном сооружении было невозможно.

Все хотели знать, кто поджег главное здание города, но виновника не потребовалось много времени. Грек, сжегший храм Артемиды, назвал свое имя и гордился тем, что он сделал. Герострат хотел, чтобы его имя навсегда осталось в истории, поэтому он решил пойти на такой шаг. За этот совет поджигателя наказали: стереть его имя из всех источников, чтобы он не получил желаемого. С этого момента его прозвали «дураком», но до наших дней дошло, что он сжег первоначальное здание храма.Остатки храма в Турции

К третьему веку. AVANTI CHRIST NS на средства Александра Македонского был восстановлен храм Артемиды. Его разобрали, фундамент укрепили и снова воспроизвели в первозданном виде. В 263 г во время вторжения готы разграбили святое место. С принятием христианства язычество было запрещено, поэтому храм постепенно разобрали по частям. Позже здесь была построена церковь, но она также была разрушена.

Артемида – дочь Зевса

Легенды о храме Артемиды, грандиозном архитектурном сооружении древности, на протяжении тысячелетий будоражили воображение путешественников. Святилище посвящено греческой богине Артемиде.

Артемида — дочь Зевса и богини Лето, одного из 12 главных олимпийских божеств. Любимая царя богов Артемида в детстве говорила отцу, что при жизни она будет девственницей и владычицей диких земель.

Красивая, сильная и изящная любительница гор и равнин, лесов и лугов, Артемида посвятила себя неумолимой страсти: охоте. Защитница всего живого на земле, богиня, тем не менее, убивала живых существ. Охотница с колчаном на плечах, вооруженная луком и стрелами, с незаменимым помощником на охоте — собакой — без страха шла на охоту одна.

Одежда Артемиды — короткая туника — совершенно не соответствовала статусу богини, но ведь преследовать добычу в лесах так удобно! Охотники пытались заручиться поддержкой Артемиды, потому что она давала успех и защищала от раненых животных.

Артемида Эфесская

Артемида — идеал греческой женской красоты, крепкая, стройная, чаще всего окруженная красивыми животными и птицами: лебедями, львами и тиграми, оленями и леопардами.

Крылатая богиня капризна и непредсказуема. Свита Артемиды состояла из прекрасных нимф, которых она сама выбрала. Нимфы поклялись провести безбрачный обед, как и их хозяйка. За нарушение присяги немедленно последовало наказание.

Агрессивный и решительный, Артемис был чрезвычайно жесток в гневе. Страшное наказание постигло охотника, случайно увидевшего, как юная богиня купалась в лесном озере. Он превратил несчастного в оленя, а охотник был растерзан собственными собаками.

Противоречивый характер Артемиды сочетал в себе красоту и жестокость, заботу и беспощадность, изящество и легкость. Защитница девушек и их целомудрия, она дарила женщинам счастье в семейной жизни.

Богиня плодородия, помощница беременных и рожениц, Артемида безжалостно обращалась с теми, кто осмеливался даже с намеком на оскорбление ее матери, богини Лето, родившей близнецов Артемиду и Аполлона, несмотря на ревнивую жену Зевса Геру.

Артемида освещала тьму, водила людей по неизведанным местам и в то же время могла отправить человека в безумие, паралич или внезапную смерть. Трудная и загадочная Артемида не любила высокомерных и хвастливых людей, нарушающих свое обещание.

Юная Артемида просила Зевса дать ей город, в котором ее знали бы и поклонялись, отец выбрал для дочери Эфес. Греки сравнивали богиню с природой, столь же изменчивой и вспыльчивой, и страстно любили Артемиду. Поклоняясь неоднозначной богине, они построили для нее великий храм в процветающем и прекрасном Эфесе.

Третий храм Артемиды Эфесской

Хотя Александра Македонского косвенно обвиняли в разрушении предыдущего храма из-за того, что богиня Артемида, казалось, присутствовала при его рождении, именно великий полководец стал тем, кто помог построить новое святилище. Он выделил огромные средства, чтобы строительство началось в 323 году до нашей эры. NS. Так продолжалось много лет, и только в начале III века до нашей эры храм был восстановлен в первозданном виде.

Парк Миниатюрк в Стамбуле, Турция, реконструкция храма Артемиды Эфесской.

Парк Миниатюрк в Стамбуле, Турция, реконструкция храма Артемиды Эфесской.

Однако между двумя структурами была разница. План разработан архитектором Александром Дейнократом. Новый храм теперь стоял на более высоком ступенчатом основании, и его размер также увеличился. Колонны снова стали главной достопримечательностью. Их было 127. Выстроенные в 9 рядов колонны поддерживали массивную крышу здания.

Ходили легенды, что эти колонны были подарены 127 царями специально для строительства храма.

Внутреннее убранство святилища было еще более великолепным. Нам протянули руку самые талантливые скульпторы и художники того времени. Среди них был архитектор Пракситель, а также Скопас, работавший над барельефами. Сам Александр Македонский также запечатлен на одной из работ.

Это была картина древнегреческого мастера Апеллеса. Он изобразил полководца с молнией в руке, что придало ему сходство с самим Зевсом. Но Апеллес не только нарисовал Александра, но и применил необычный оптический эффект. В результате молния, казалось, вышла за рамки рисунка и стала действительно громоздкой.

Многие авторы древнего мира с восхищением писали о храме. Это поразило некоторых больше, чем любое другое чудо древнего мира. Например, Антипатр Сидонский написал произведение «Семь чудес света», в котором описал свои впечатления от их появления. Наибольшее впечатление на него произвел храм Артемиды в Эфесе. По словам писателя, именно на этом святилище лучше всего светило солнце. Великолепно это могло выглядеть только на Олимпе.

Реконструкция храма Артемиды

Реконструкция храма.

интересно, что храм был полностью автономен от властей, которые управляли самим Эфесом. Только коллегия священников могла решить его судьбу. И в то же время именно храм Артемиды Эфесской стал центром города как в экономическом, так и в коммерческом плане. Это значительно расширило его значение, которое не ограничивалось только религиозной ценностью.

Храм Артемиды Эфесской

График работы

Посетить место, где находится аттракцион, можно в любой момент.

Восстановление

Храм Артемиды в Эфесе отреставрировали довольно быстро — в начале III века. ДО Н.Э. — а строительство нового святилища финансировал Александр Македонский. Строительные работы доверили архитектору Александру Дейнократу (по другой версии, его фамилия звучала как Хейрократ). При реконструкции он полностью прилегал к предыдущему этажу здания и лишь немного улучшил его, подняв храм немного выше, на более высокий ступенчатый фундамент.
Македонский
Второй храм Артемиды ничем не уступал первому и выглядел не менее великолепно. Поэтому ефесяне в благодарность за покровительство Александра Македонского решили установить в храме портрет полководца и поручили эту работу Апеллесу, который нарисовал полководца с молнией в руке.

Картина вышла из-под рук художника настолько совершенная и надежная, что жителям города, когда они приходили за заказом, казалось, будто рука, вооруженная молнией, действительно торчит из холста. За такую ​​работу ефесяне великодушно поблагодарили Апеллеса, заплатив ему 25 талантов золота (интересно отметить, что в последующие столетия ни один художник не мог оказать столько помощи для создания картины).

 

Стоимость посещения

Посещение аттракциона бесплатное.

Первые сооружения

Еще в архаический период на месте будущего храма Дианы в Эфесе было несколько построек. Археологи обнаружили следы как минимум трех небольших построек, строительство которых относится к 8-7 векам. ДО Н.Э.

Первые два, построенные из глины и дерева, будут смыты наводнением. Третий имел более устойчивое строение с двумя колоннами и деревянной статуей Великой Матери внутри.

Этот вариант был разрушен царем Лидии Крез, который считал такое сооружение недостаточно подходящим для великой богини Артемиды.

«Король Крез принимает дань уважения» Клода Виньона.

«Король Крез принимает дань уважения» Клода Виньона.

Второй храм

В 6 веке до нашей эры на территорию города с храмом Артемиды вторглась армия соседнего царства Лидия во главе с его правителем Крезом. Король был последователем греческой культуры и верований, поэтому он пытался распространить идеологию на своих землях.

Идея проекта принадлежит двум архитекторам: Херсифрону и его сыну Метагену. Они посвятили всю свою жизнь строительству, но этого было недостаточно, чтобы завершить чудо света в Эфесе. Строительство длилось 120 лет и было завершено только в 380 г до н.э другими мастерами Деметрием и Пеонитом.

Вторая строительная модель

Вторая строительная модель

Статуя богини Артемиды

Статуя богини Артемиды

Храм Артемиды поистине стал одним из самых масштабных и амбициозных проектов в истории древнего мира: фундамент имел примерные размеры 115х46 метров, многие 18-метровые скульптурные колонны были расположены в два ряда и поддерживали покатую крышу. Вся конструкция была из мрамора. В центре храма стояла статуя Артемиды, выполненная в каноническом стиле, отходящем от греческих представлений. Его высота составляла 15 метров. Само тело было вырезано из черного дерева и костей различных животных, украшено металлами и драгоценными камнями

Особенности культа Артемиды Эфесской

Хотя Храм Артемиды Эфесской был самым важным и известным храмом, поклонение богине в этом городе сильно отличалось от традиций других мест. Это также было замечено в статуе Артемиды, которой не хватало обычной пластичности и изящества греческих скульптур. Но это показало Диану больше как покровительницу плодородия и родовспоможения.

Артемиду изображали архаичным идолом, так называемым ксоаном. Эти идолы изначально больше походили на простой деревянный стол. Статуя Артемиды Эфесской также отличалась прямыми линиями, ноги были соединены, руки прижаты к телу до локтей. В результате получилась сужающаяся фигура.

Национальный археологический музей Неаполя, Италия. Артемида Эфесская, копия.

Национальный археологический музей Неаполя, Италия. Артемида Эфесская, копия.

Но самое интересное — драгоценности на груди богини. Они похожи на грозди винограда, но, согласно некоторым теориям, на самом деле это соски богини. Этот элемент указывает на его плодородие и соответствующую функцию.

Храм Артемиды Эфесской

Видео

Великий храм античного мира

На строительство Эфесского храма были приглашены известные архитекторы Херсифрона и его сын Метаген Кносский. Они создали проект, по которому построили храм, ставший чудом света. Святилище было построено на деньги последнего царя Лидии — Креза, прославившегося своим невероятным богатством.

Храм античного мира

Царь, очарованный красотой плана, приказал доставить в Эфес гранитные колонны, украшенные резьбой с изображением богов, две из которых он подарил архитекторам: каждая по колонне.

Особенности возведения святилища

Храм решили построить из мрамора, найденного в окрестностях Эфеса: деревянные святыни часто загорались и быстро приходили в упадок. Двор представляет собой заболоченную равнину на окраине города.

Свой выбор архитекторы объяснили тем, что на таких землях нет землетрясений, которые произошли в Греции. Чтобы гранитная конструкция не провалилась в болотистую грязь, под ней была вырыта яма, засыпанная углем и шерстью. Выше был установлен фундамент святилища.

Рисунок храма

Доставка тяжелых колонн к подножию здания стала сложной задачей: груженые вагоны застревали в болотистой местности. Колонны были обшиты деревом, в который были вбиты шпильки, за которые волы тащили их к подножию храма.

Установка колонн в вертикальном положении и кладка каменной балки порога считалась греками чудом, совершенным Артемидой. А способ возведения крыши изобрел Метаген.

Поверх колонн кладут мешки с песком, на которые опускали крышу, под тяжестью которых мешки отрывались, и постепенно насыпающийся песок осторожно поднимал их в пазы колонн. Так родилась конструкция с изысканными геометрическими пропорциями.

120-летнее строительство было завершено в 559 году до нашей эры. Метагена и Эрсифро заменили Деметрио и Пеонита, которые внесли свои модификации в столешницу.

Внешний и внутренний облик

Изящное мраморное сооружение восхищало и удивляло горожан. Самое большое святилище древнего мира, 110 метров в длину и 55 метров в ширину, было украшено скульптурами и барельефами, выполненными известными мастерами того времени.

Крыша поддерживалась вдоль стен снаружи 127 18-метровыми мраморными колоннами. Для сравнения, это уровень шестиэтажного дома. Портик искусно украшен барельефами; центральная часть храма была окружена двойным порядком колонн с резными капителями.

Снаружи и внутри храм облицован мраморными плитами. Специально для Артимесона — так греки называли храм Артемиды — художник из Эфеса Апеллес создал полотна искусства.

Храм Эфеса Артемиды

В центре белоснежного богато украшенного храма находилась 15-метровая статуя Артемиды из черного дерева и слоновой кости, украшенная пластинами из золота и драгоценных камней.

Назначение храма

В святилище Артемиды, помимо молитв в честь богини, храм был политическим и культурным центром города. Здесь прошли переговоры и встречи, выступили спикеры и историки, юристы и священники, заключили соглашения и встретились с послами.

В храме Артемиды деньги, драгоценности и золото хранились как отдельными лицами, так и государством. Никто не осмелился разрушить это святое место, хотя Эфес неоднократно находился в руках врага. Здесь никто не осмеливался задерживать ни государственного преступника, ни раба, сбежавшего от своего хозяина, потому что их защищала Артемида.

Лучше ехать с экскурсией или самостоятельно?

Путешественники могут добраться до храма самостоятельно. Время осмотра занимает не более 15 минут, поэтому покупать экскурсию в этом случае просто нецелесообразно. Однако некоторые туристические агентства предлагают экскурсии, которые включают посещение Эфеса и храма Артемиды. Экскурсии проходят каждый день и привлекают большое количество любителей истории и мифологии.

Увлекательные экскурсии для отдыхающих и путешественников в 609 городов мира: Tripster.ru — необычный экскурсионный сервис от местных жителей и гидов, которые могут рассказать интересное и увлекательное о самых интересных из их городов.

Кто поджог храм Артемиды?

Пироманьяк Герострат из храма Артемиды

Пироманьяк Герострат из храма Артемиды

В 356 г до н.э храм богини Артемиды был сожжен в результате действий некоего Эрострата. Этот человек, по заверениям современников, был сумасшедшим, который хотел, чтобы его имя стало известным во всем мире.

После того, как Герострат сжег храм Артемиды, он был немедленно схвачен. Во время пыток он полностью признал свою вину. В горсовете он был признан виновным и приговорен к смертной казни.

Внешний вид храма во время пожара

Внешний вид храма во время пожара

Имя поджигателя храма Артемиды также стерто из всех письменных источников, и это преступление никогда не должно было дойти до потомков. Эта история известна благодаря греческому историку Феопомпу, который отражает ее в своих трудах.

Остерегайтесь, имя Герострат ассоциируется с вечным позором и тщеславием. Крылатые выражения с этим именем можно увидеть в произведениях Пушкина, Чехова, Верри и других писателей.

После поджога возле храма было разрушено несколько опорных колонн, в результате чего обрушилась крыша.

Хотя городской совет наложил запрет на распространение имени преступника, об этом инциденте стало известно во всем мире, и поджигателю удалось добиться своей известности.

 

Археологические раскопки

Образ Храма Артемиды нашел отражение во многих произведениях древних путешественников и историков, в том числе в сочинениях Плиния Старшего, Плутарха. Ссылки также можно найти в Новом Завете. Это письменное свидетельство существования храма не давало покоя ученым. Поэтому в 1850 г. Британский музей начинает планировать экспедицию на поиски священного места. Долгое время мы не могли найти ответа на вопрос, где находится храм Артемиды.

Лидером был выбран британский архитектор и археолог Джон Вуд. В 1866 году на территории современной Турции он обнаружил древнюю табличку, на которой упоминалось о переносе реликвий из храма Артемиды. Следуя по тропинке, он наткнулся на одну из мраморных стен. В 1869 году на этом месте начались масштабные раскопки.

Маленькая модель в Турции

Маленькая модель в Турции

Под 20-футовым слоем земли и глины был обнаружен подвал. Им также удалось раскопать несколько скульптур, которые сейчас выставлены в Британском музее.

Раскопки продолжались в начале 20 века. Помимо древних статуй, экспедиция также нашла клад, состоящий из более чем тысячи различных предметов. Среди них были золотые монеты VII века до нашей эры.

Монеты, найденные в святилище.

Монеты, найденные в святилище.

Трудные времена Артимесона

В первозданном виде храм Артемиды простоял 200 лет. Величие и великолепие святилища взволновало молодого местного эрострата. Его сверстники, сильные и способные, сильные и отважные, участвовали в состязаниях и битвах, и зависть и боль овладели душой Герострата. Он — ни умный, ни умелый, страстно желал славы и решил, что Артемида ему в этом поможет.

Герострат поджег храм. Потолок из дорогого ливанского кедра мгновенно поглотил огонь, и вскоре святилище превратилось в гору раскаленных камней. Преступник гордо заявил, что хочет оставить память о себе как о величайшем разрушителе в истории.

Герострат поджег храм

Суд приговорил его к смертной казни, и разгневанные жители Эфеса решили навсегда вычеркнуть Эрострата из списков и никогда не вспоминать его. Древнегреческий историк Теополт, нарушив запрет, оставил в своих деяниях имя Герострата как величайшего дурака, разрушившего одно из чудес света.

Возрождение после пожара

Храм, подожженный летом 356 г., полностью сгорел изнутри, остались закопченные колонны и склеп. Деньги на реконструкцию Артимесона дал Александр Македонский. В третьем веке до нашей эры храм возродили, он стал еще величественнее и пышнее. Работой руководил Александр Деинократ, который поднял храм на новый уровень.

Гранитные колонны храма были теперь высотой 22 метра. В центре зала находится статуя Артемиды в роскошном и драгоценном убранстве. Поврежденные облицовочные плиты заменили на другие. Интерьеры украшали драгоценные статуи и вазы, подаренные посетителями.

После пожара храм восстановили

Благодарные жители города в знак благодарности заказали у Апеллеса портрет полководца Александра Македонского, который поместили в центре храма недалеко от статуи богини. Художник изобразил македонца в образе Зевса с мечом-молнией в руках. Глядя на изображение, создается впечатление, что острие меча выходит за пределы изображения и что глаза Зевса следят за движением посетителей.

Упадок и разорение

Слава о красоте и сокровищах Артемисона распространилась по всему древнему миру, и в 263 г до н.э сюда прибыли орды готских племен, покорив Эфес и опустошив святилище.

После завоевания Греции Римской империей храм Артемиды постепенно разрушился. Культ Артемиды был заменен культом Девы Марии, и разрушенное святилище пришло в упадок.

Для украшения постаментов церкви демонтировали крышу храма. Потеряв устойчивость, колонны начали падать и были отправлены на строительство церкви Святой Софии. Горожане брали мраморные плиты из руин Артимесона для строительства домов. Все, что осталось от храма, поглотило вязкое болото.

В 1426 году Эфес был захвачен турками, которые нашли на месте храма руины. Завоеватели не восстановили город, но построили город Сельчук в долине, используя мрамор из древних руин в качестве строительного материала. Сейчас на окраине провинциального турецкого городка есть болото, поглотившее остатки храма.

Устройство второго храма

Второй храм, построенный на месте первого, на самом деле был не восстановленным святилищем, а совершенно новым зданием. Его размер также увеличился. Проект был создан около 550 г до н.э. NS. Двумя веками позже его завершили архитекторы Деметрио и Пеонио. Строительство начали архитектор Херсифрон и его сын Метаген.

Второй храм Артемиды в Эфесе предположительно был первым греческим храмом, построенным из мрамора.

С выбором именно этого материала связана интересная легенда. Незадолго до того, как храм был перестроен, ефесяне обнаружили собственные месторождения мрамора недалеко от города. Но сначала во время обсуждения строительства храма горожане захотели привезти материал из других мест, где находились его месторождения.

В то же время пастух по имени Пиксодар пас свое стадо овец недалеко от города. Два барана начали драку, но когда они столкнулись друг с другом, они не столкнулись, пропуская друг друга по пути. Одно из животных с силой рога ударилось о скалу. Отделенная часть была ослепительно белой. Это был мраморный осколок. Пастух вбежал в город с находкой, и судьба древнего храма была решена. Они решили построить мраморное здание, которое начали добывать в непосредственной близости от Эфеса.

В центре храма находилась келья, внутреннее пространство, где непосредственно была установлена ​​статуя божества. Колонны стали еще одним важным элементом конструкции. Они были высотой 13 метров и стояли в два ряда. Следовательно, эти сооружения окружали храм и составляли церемониальный проход к самому святилищу. Многие колонны сами по себе были украшениями, так как на них были изображены прекрасные барельефы.

Предыдущий храм не исчез бесследно. Раскопки показали, что самое первое здание частично использовалось для строительства нового. Затем археологи, изучив нижнюю часть колонн, обнаружили, что они действительно находились в разрушенном святилище. Каждая колонна была изменена, чтобы соответствовать второму храму. Поэтому этого не знали даже писатели древности.

Эфес быстро прославился этим великолепным храмом. Святилище стало туристической достопримечательностью, куда стекались все гости города. И это были не просто путешественники и купцы. Правители других государств также посетили храм, преподнесли в дар украшения и товары. В некоторых текстах упоминается, что здание также служило убежищем. Там можно было спрятаться от преследования или наказания.

Храм Артемиды на реконструкции

Храм находится на реконструкции.

Оцените статью
Блог о мифологии