Леонардо да Винчи — биография и интересные факты

Рожденный в солнечной Италии

По линии его отца люди из семьи да Винчи были нотариусами; молодой сер Пьеро изучал это занятие во Флоренции, родине знаний и искусств. После учебы молодой нотариус вернулся на родину, где познакомился с местной крестьянкой Катериной, которая его соблазнила.

Результатом этого любовного союза в 1452 году стал мальчик по имени Леонардо. Произошло это в небольшом итальянском городке Анчиано, что зафиксировал дедушка ребенка, рожденного в одной из нотариальных книг.

Дом, в котором вырос Леонардо да Винчи / legacy-time.ru
Дом, в котором вырос Леонардо да Винчи

Однако отец Леонардо женился на другой женщине, а его возлюбленная, от которой родился сын, вышла замуж за местного жителя. Это решение было связано с тем, что сир Пьеро и Катерина принадлежали к разным слоям общества.

Их парень остался с отцом в его новой семье. Леонардо свободно общался со своей матерью, навещал ее и других своих братьев и сестер, которых у молодого человека было много. У матери было еще пятеро детей в браке, плюс дети отца от других женщин, его жена была бездетной.

В ту эпоху ублюдков — внебрачных детей общественность принимала довольно спокойно, у них были практически равные условия и возможности с законнорожденными детьми. Без детей Альбиеру воспитывали Леонардо, дедушка и бабушка: родители отца очень любили и любили мальчика. К тому же ребенок был симпатичным, здоровым и умным, никого не обременял жалобами, был очень спокоен для своих лет, всем было приятно с ним общаться. Он тоже хорошо учился, науки давались ему легко.

Природа Тосканы, среди которой вырос юный изобретатель, необычайно красива и завораживает. Местность была гористой, с множеством холмов, мальчик любил отступать на вершины горных уступов и размышлять, глядя в бездну с высоты птичьего полета. Когда Леонардо был подростком, его любящий дедушка умер, его приемная мать ушла, а отец, будучи любящим человеком, снова женился, и семья переехала во Флоренцию.

Леонардо да Винчи «Витрувианский человек», 1492, Местонахождение: Галерея Академии, Венеция, Италия
Леонардо да Винчи «Витрувианский человек», 1492 г,
Местонахождение: Галерея Академии, Венеция, Италия

Тайная вечеря

Тайная вечеря — 1495 Леонардо да Винчи

Второе известное творение Леонардо, расположенное в доминиканском монастыре Санта-Мария-делле-Грацие (Милан).
Размер изображения около 460 × 880 см, находится в трапезной монастыря, на задней стене. Тема традиционна для подобных заведений.

Монументальная роспись в трапезной

Считается, что эта работа представляет момент, когда Иисус произносит слова о том, что один из апостолов предаст его («и когда они ели, он сказал: истинно говорю вам, один из вас предаст меня»), и реакцию каждого из них из них.

Мона Лиза

Джоконда — 1503-1519 Леонардо да Винчи

Мона Лиза или Джоконда — самое популярное произведение да Винчи и одно из самых популярных произведений великого Возрождения в мире. Удивительно, но картина еще не полная.

Леонардо не преминул поработать над ней — как и для многих других заказов, напротив, он отдался ей со всей своей страстью. Он проведет на работе более четырех лет и, покинув Италию в зрелом возрасте, привез с собой во Францию, среди некоторых других избранных картин. Да Винчи испытывал особую привязанность к этому портрету и много думал в процессе создания.

Леонардо взялся сделать для Франческо дель Джокондо портрет Моны Лизы, его жены, и, проработав над ним четыре года, оставил его несовершенным. Эта работа сейчас находится во владении короля Франции в Фонтенбло.
Это изображение позволяет тем, кто хочет увидеть, насколько искусство может имитировать природу, понять его самым простым способом, потому что оно воспроизводит все мельчайшие детали, которые может передать тонкость живописи. Таким образом, глаза обладают тем блеском и той влажностью, которые обычно видны у живого человека, и все эти красноватые отблески и волосы передаются вокруг них, что поддается изображению только с высочайшей тонкостью мастерства. Ресницы, сделанные так же, как волосы на самом деле растут на теле, где они более густые, а где менее густые и локализуются в соответствии с порами кожи, не могут быть изображены более естественно. Нос с его красивыми отверстиями, розовыми и нежными, кажется живым. Рот, приоткрытый, с краями, соединенными алыми губами, по своей физической форме не похож на картины, а на настоящую плоть. В углублении шеи, если присмотреться, можно увидеть биение пульса. И действительно, можно сказать, что это произведение написано таким образом, что оно погружает в замешательство и страх любого высокомерного художника, кем бы он ни был.
Между прочим, Леонардо прибегал к следующему методу: поскольку Мона Лиза была очень красива, пока она писала портрет, она держала людей, которые играли на лире или пели, и всегда были шуты, которые поддерживали ее веселье и убирали меланхолию, которая есть обычно рассказывается живописью к выполненным портретам. Улыбка Леонардо в этой работе настолько приятна, что кажется, что она созерцает божественное больше, чем человеческое существо; сам портрет считается необычным произведением, потому что сама жизнь не могла быть иной.

Джорджо Вазари — 1550 г. Автор биографий итальянских художников

Картина хранится в Лувре, французском музее, расположенном в Париже. Произведение защищено пуленепробиваемым стеклом от вандализма со стороны посетителей музея.

Кроме того, изображение было украдено в 1911 году сотрудником Лувра, мастером зеркал — Винченцо Перуджа.

Великий Леонардо, живопись и изобретения

В эпоху Возрождения было много блестящих скульпторов, художников, музыкантов, изобретателей. Леонардо да Винчи сильно выделяется на их фоне. Он создал музыкальные инструменты, владеет многими инженерными изобретениями, рисовал картины, скульптуры и многое другое.

Сказываются и его внешние данные: высокий рост, ангельская внешность и необычайная сила. Познакомимся с гением Леонардо да Винчи, краткая биография расскажет о его главных достижениях.

• Факты из биографии

Он родился недалеко от Флоренции в небольшом городке Винчи. Леонардо да Винчи был внебрачным сыном известного и богатого нотариуса. Его мать — обычный крестьянин. Поскольку у его отца не было других детей, он взял с собой маленького Леонардо в возрасте 4 лет. Мальчик с ранних лет проявил незаурядный ум и приветливый характер, быстро стал любимцем семьи.

Чтобы понять, как развивался гений Леонардо да Винчи, краткую биографию можно представить следующим образом:

  1. В 14 лет он поступил в мастерскую Верроккьо, где изучал рисунок и скульптуру.
  2. В 1480 году он переехал в Милан, где основал Академию художеств.
  3. В 1499 году он покинул Милан и стал переезжать из города в город, строя оборонительные сооружения. В этот же период начинается его знаменитое соперничество с Микеланджело.
  4. С 1513 г работает в Риме. При Франциске I он стал придворным мудрецом.

Леонардо умер в 1519 году. По его мнению, все начатое им не было завершено до конца.

Творческий путь

Творчество Леонардо да Винчи, краткая биография которого изложена выше, можно разделить на три этапа.

  1. Первый период. Многие работы великого живописца остались незавершенными, например «Поклонение волхвов» для монастыря Сан-Донато. В этот период были написаны картины «Мадонна Бенуа», «Благовещение». Несмотря на юный возраст, художник уже проявил большое мастерство в своих картинах.
  2. Зрелый период работы Леонардо приходится на Милан, где он намерен продолжить карьеру инженера. Самым популярным произведением, написанным в то время, была «Тайная вечеря», и в то же время он начал работать над «Моной Лизой».
  3. В поздний период творчества были созданы картина «Джованни Баттиста» и серия рисунков «Потоп».

Живопись всегда объединяла науку для Леонардо да Винчи, поскольку он стремился запечатлеть реальность.

• Изобретения

Краткая биография не может полностью передать вклад Леонардо да Винчи в науку. Однако можно отметить самые известные и ценные открытия ученого.

  1. Он внес величайший вклад в механику, что видно по его многочисленным рисункам. Леонардо да Винчи изучал падение тела, центры тяжести пирамид и многое другое.
  2. Он изобрел деревянную машину, приводимую в движение двумя рессорами. В механизме автомобиля был предусмотрен тормоз.
  3. Он изобрел скафандр, ласты и подводную лодку, а также способ глубоко нырять без использования скафандра со специальной газовой смесью.
  4. Изучение полета стрекозы привело к созданию нескольких вариаций крыльев для человека. Эксперименты не увенчались успехом. Однако ученый изобрел парашют.
  5. он занимался разработками в военной промышленности. Одно из его предложений — повозки с автоматами. Он изобрел прототип линкора и танка.
  6. Леонардо да Винчи внес много изменений в строительство. Арочные мосты, дренажные машины и краны — все его изобретения.

В истории нет такого человека, как Леонардо да Винчи. Вот почему многие считают его пришельцем из других миров.

Скромный гений

Сочетая теорию и практику, Леонардо да Винчи создал множество изобретений военного назначения (1, 2, 3, 4), в том числе подводную лодку, и экспериментировал с конструкциями самолетов (1, 2).
В известном письме, адресованном миланскому герцогу Лодовико Сфорца (предположительно, в начале 1480-х годов), рассказывая о своих талантах будущему герцогу, мастер подчеркивает свои навыки военного инженера. Письмо начинается так: «Изучив и протестировав достаточное количество экспериментов, проведенных теми, кто называет себя экспертами и изобретателями военной техники, и обнаружив, что их машины почти неотличимы от существующих, я набрался храбрости, не желая никому вредить, чтобы обратиться к Вашему Превосходительству, чтобы раскрыть вам мои секреты и продемонстрировать, к вашему удовольствию, то, что вкратце перечислено ниже».
Итак, в десяти коротких абзацах Леонардо да Винчи перечисляет, как герцог может служить. Среди прочего, он пишет, что может строить мосты, туннели, крепости и «проектировать осадные орудия и минометы, красивые и практичные, полностью отличные от тех, которые используются сегодня». Удивительно, что гений очень скромно упоминает о своих художественных талантах только в последнем абзаце — с места на место. Я могу создавать скульптуры из мрамора, бронзы и терракоты. Что касается живописи, то здесь мои работы не превосходят других».
Чем вызвана эта скромность? Дело в том, что в средние века художников считали не более чем искусными мастерами, и такое отношение к ним сохранялось на протяжении большей части раннего Возрождения. Лишь в период Высокого Возрождения люди искусства превратились в особую касту интеллектуалов, вошедших в высшие слои общества. На протяжении десятилетий художники настаивали на том, чтобы их работы считались интеллектуальными, поскольку они работают головой так же, как и руками. Чтобы их творения были правдоподобными и натуралистичными, художники должны были стать исследователями и изучать анатомию человека, математику, геометрию и линейную перспективу.

Библиография

«Трактат о живописи» (Трактат о живописи, 1-е изд., 1651 г)

Биография

Леонардо ди сер Пьеро да Винчи — итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) и ученый (анатом, естествоиспытатель), изобретатель, писатель, музыкант, один из величайших представителей искусства Высокого Возрождения, яркий пример «универсального человека».

Детство
Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в деревне Анчиано недалеко от Винчи: недалеко от Флоренции в «три часа утра», то есть в девять часов вечера (по современному времени) 15 апреля. Мой племянник, сын родился мой сын Пьеро. Мальчика назвали Леонардо. Его крестил отец Пьеро ди Бартоломео ». Его родителями были 25-летний нотариус Пьеро и его…

Леонардо ди сер Пьеро да Винчи — итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) и ученый (анатом, естествоиспытатель), изобретатель, писатель, музыкант, один из величайших представителей искусства Высокого Возрождения, яркий пример «универсального человека».

Детство
Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в деревне Анчиано недалеко от Винчи: недалеко от Флоренции в «три часа утра», то есть в девять часов вечера (по современному времени) 15 апреля. Мой племянник, сын родился мой сын Пьеро. Мальчика назвали Леонардо. Его крестил отец Пьеро ди Бартоломео ». Его родителями были 25-летний нотариус Пьеро и его возлюбленная, крестьянка Катерина. Леонардо провел первые годы своей жизни с матерью. Его отец вскоре женился на богатой и знатной девушке, но этот брак оказался бездетным, и Пьеро взял на воспитание своего трехлетнего сына. Разлученный с матерью, Леонардо на протяжении всей жизни пытался воссоздать свой образ в своих шедеврах. В то время в Италии с незаконнорожденными детьми обращались почти как с законными наследниками. В дальнейшей судьбе Леонардо приняли участие многие влиятельные люди из города Винчи. Когда Леонардо было 13 лет, его мачеха умерла при родах. Отец женился повторно и вскоре снова овдовел. Он прожил 67 лет, был женат четыре раза и имел 12 детей. Отец пытался приобщить Леонардо к семейному ремеслу, но безуспешно: сына не интересовали законы общества.

Мастерская Верроккьо
Мастерская Верроккьо находилась в интеллектуальном центре тогдашней Италии, городе Флоренция, что позволило Леонардо изучать гуманитарные науки, а также приобретать некоторые технические навыки. Он изучал рисунок, химию, металлургию, работу с металлом, гипсом и кожей. Кроме того, юный подмастерье занимался рисованием, лепкой и лепкой. Мастерскую часто посещали такие известные мастера, как Гирландайо, Перуджино, Боттичелли и Лоренцо ди Креди. Позже, даже когда отец Леонардо забирает его работать в свою мастерскую, он продолжает сотрудничать с Верроккьо.
В 1473 году, в возрасте 20 лет, Леонардо да Винчи получил квалификацию мастера искусства Сан-Лука.

Побежденный учитель
В 15 веке в воздухе витали идеи возрождения древних идеалов. Во Флорентийской академии лучшие умы Италии создали теорию нового искусства. Молодые креативщики проводили время в оживленных дискуссиях. Леонардо держался подальше от бурной мирской жизни и редко покидал магазин. У него не было времени на теоретические споры: он совершенствовал свои навыки. Верроккьо однажды получил заказ на картину «Крещение Христа» и поручил Леонардо нарисовать одного из двух ангелов. В художественных мастерских того времени это было обычным делом: учитель создавал картину вместе с помощниками учеников. Самым талантливым и старательным было поручено исполнение целого фрагмента. Два ангела, написанные Леонардо и Верроккьо, наглядно продемонстрировали превосходство ученика над учителем. Как пишет Вазари, изумленный Верроккьо бросил кисть и больше не вернулся к живописи.

Профессиональная деятельность, 1476-1516 гг
1472–1477 — работает над: «Крещение Христа», «Благовещение», «Мадонна с вазой»
Вторая половина 1970-х гг. Создана «Мадонна с цветком» («Мадонна Бенуа»)
1478 — Леонардо открывает свой магазин
1481 г. — Монастырь Сан-Донато-а-Систо заказывает Леонардо большой запрестольный образ «Поклонение волхвов» (не завершен); Началась работа над картиной «Сан-Джироламо»
1482 г. — приглашен ко двору Лодовико Сфорца в Милан. Начались работы над конным памятником Франческо Сфорца.
1483 г. — начинается работа над «Мадонной в пещере»
Середина 1980-х — Создание Мадонны Литты
1485 г. — Создан «Портрет музыканта»
1487 г. — разработка летательного аппарата — орнитоптера на основе полета птиц
1488 г. — картина «Дама с горностаем»
1489 — Анатомические рисунки черепов
1490 г. — картина «Портрет музыканта». Изготовлена ​​глиняная модель памятника Франческо Сфорца.
1490 — Витрувианский человек — знаменитый рисунок, иногда называемый каноническими пропорциями.
1490–1494 — завершена «Мадонна в пещере»
1495-1498 — работа над фреской «Тайная вечеря» в монастыре Санта-Мария-делле-Грацие в Милане
1499 — Милан взят французскими войсками Людовика XII, Леонардо покидает Милан, модель памятника Сфорца сильно повреждена
1502 — присоединяется к Чезаре Борджиа в качестве архитектора и военного инженера
1503 — возвращение во Флоренцию
1503 г. — карикатура на фреску «Battaglia ad Angiari (на ангиари)» и картину «Мона Лиза»
1505 — зарисовки полета птиц
1506 — вернулся в Милан и служил с королем Франции Людовиком XII (который в то время контролировал северную Италию, см. Войны Италии)
1507 — исследование строения человеческого глаза
1508-1512 — работы в Милане над конным памятником маршалу Тривульцио
1509 г. — роспись в соборе Святой Анны
1512 — «Автопортрет»
1512 — переезжает в Рим под патронатом Папы Льва X
1513-1516 — жизнь в Бельведере
1514-1516 — работа над картиной «Джованни Баттиста»

Конец жизни
Во Франции Леонардо почти не рисовал. Правая рука мастера онемела и не могла двигаться без посторонней помощи. Третий год жизни в Амбуазе 67-летний Леонардо провел в постели. 23 апреля 1519 года он оставил завещание и 2 мая умер в окружении своих учеников и своих шедевров в Кло-Люсе. По словам Вазари, да Винчи умер на руках короля Франческо I. Эта ненадежная, но широко распространенная во Франции легенда нашла отражение в полотнах Энгра, Анжелики Кауфман и многих других художников. Леонардо да Винчи был похоронен в замке Амбуаз. На надгробии выгравирована надпись: «В стенах этого монастыря покоится прах Леонардо да Винчи, величайшего художника, инженера и архитектора Французского королевства».

Его главным наследником был Франческо Мельци: помимо денег он получил картины, инструменты, библиотеку и т.д. Салаи и его слуга получили половину виноградников Леонардо.

Изобретения и труды

Большинство изобретений мастера не были созданы при его жизни, остались только в заметках и рисунках. Самолет, велосипед, парашют, танк… Им овладела мечта о полете, ученый считал, что человек может и должен летать. Он изучал поведение птиц и рисовал крылья разной формы. Его конструкция двухлинзового телескопа на удивление точна, а в его журналах есть краткая заметка о возможности «увидеть большую луну».

Как военный инженер он всегда был востребован, везде использовались легкие мосты и колесные замки для изобретенного им орудия. Занимаясь проблемами городского планирования и мелиорации, в 1509 году он построил базилику Сан-Кристофоро, а также Болотный канал. Герцог Моро отверг свой проект «идеального города». Несколько веков спустя развитие Лондона осуществлялось по этой схеме. В Норвегии построен мост по его проекту. Во Франции уже пожилым человеком он спроектировал канал между Луарой и Соной.

Дневники Леонардо написаны простым и живым языком и их интересно читать. Его басни, притчи и афоризмы говорят о многогранности великого ума.

Цитаты

Если вы хотите вонять, возьмите человеческие фекалии и мочу, лебеду с запахом, если ее нет, капусту и свеклу, и сложите в стеклянную бутылку, хорошо запечатанную, и держите ее под навозом в течение месяца, затем выбросьте куда бы вы ни хотели сделать зловоние так, чтобы оно рухнуло.

В обители знаний и искусств

Это был 1466 год, когда совсем молодой Леонардо оказался во Флоренции. Там да Винчи был учеником художника Верроккьо, известного флорентийского мастера. Бастард получил образование, которое обычно давали представители знатных семей. Помимо фундаментальных наук Леонардо изучал латынь, музыку и овладел пением. Биограф известного изобретателя Джорджо Вазари так описывает образование Леонардо:

«Несмотря на его различные хобби, он никогда не отказывался от рисования и моделирования, потому что это были вещи, которые больше всего привлекали его воображение. Приняв к сведению это и принимая во внимание рост своего характера, сир Пьеро, однажды взяв с собой несколько своих рисунков, отнес их Андреа Веррокчу, его большому другу, и убедительно попросил его сказать, добьется ли Леонардо каких-то успехов отдавшись рисованию. Андреа был настолько поражен, увидев, насколько прекрасны были первые эксперименты Леонардо, что посоветовал Пьеро дать своему сыну возможность посвятить себя этому искусству. Тогда Пьеро решил отправить Леонардо в мастерскую Андреа”.

Пропеллер по эскизам Леонардо, прототип пропеллера вертолета / commons.wikimedia.org
Пропеллер по эскизам Леонардо, прототип пропеллера вертолета / commons.wikimedia.org

В веках одной из характерных черт учения великих мастеров было то, что их ученики получали знания не только в области искусства, скульптуры, архитектуры, но и изучали точные науки. Леонардо, желая улучшить свою память, развить воображение и обострить восприятие мира, использовал особую практику. Он спал всего 15 минут каждые 4 часа.

Благодаря этому да Винчи высвободил больше времени для творчества. И это лишь одна из практик, используемых Леонардо. Он также использовал различные эзотерические и психотехнические практики, происхождение которых восходит к временам древних пифагорейцев. Этим гений занимался с юных лет.

Как показывает история, с 1484 года да Винчи начал изучать анатомию. В то же время он рассматривает это не как приложение к живописи для лучшего рисования человеческих тел, как это делали многие другие художники, а как отдельную науку. Анатомические вскрытия, которые так не нравились церкви, Леонардо провел в больнице Санта-Мария-Нова.

Благовещение Леонардо да Винчи, ок. 1472, Местонахождение: Галерея Уффици, Флоренция, Италия Леонардо да Винчи
Благовещение Леонардо да Винчи, ок. 1472 года,
Местонахождение: Галерея Уффици, Флоренция, Италия

Мастер подробно записал весь процесс, сделав очень точные зарисовки внутренних органов, мышц, скелета, сухожилий и прочего. Не поленитесь найти анатомические рисунки Леонардо, им может позавидовать современный анатомический атлас. Как и все остальное, что создавал великий мастер, его анатомические работы намного опередили свое время. Леонардо да Винчи был неутомимым получателем новых знаний, он писал в своем дневнике:

«А может, тебе не хватит терпения, и ты не будешь прилежен. Было ли у меня все или нет, 120 собранных мною книг ответят на этот вопрос, и мне не мешали ни корысть, ни халатность, а только время… До свидания”.

Возможно, в мире нет более известной картины. Леонардо да Винчи «Мона Лиза» или «Джоконда», 1503–1506, местонахождение: Лувр, Париж, Франция
Возможно, в мире нет более известной картины.
Леонардо да Винчи «Мона Лиза» или «Джоконда», 1503–1506 гг,
Местонахождение: Лувр, Париж, Франция

Путь Леонардо к скульптуре начался с создания драгоценных камней, как и большинство скульпторов того времени. Первыми работами в этом направлении были женские и детские головы. Кроме того, как отмечает биограф Вазари, мастер лепил смеющиеся женские головы. Можно предположить, что уже тогда да Винчи пытался понять человеческую улыбку, загадку которой он выразил бы в лице Моны Лизы.

В живописи Леонардо совершенствовался всю свою жизнь, он был художником эпохи Возрождения, который мог только влиять на красоту и реализм своих картин. Первый из них датирован 1473 годом. Уже на нем прослеживается зависимость мастера от науки, то есть на этой картине — от атмосферных явлений, о чем свидетельствует стиль его письма.

У Леонардо были заказы на картины, но иногда заказчик был недоволен работой мастера. Дело в том, что он стремился рисовать так, как это было видно, создавать шедевр, а не угождать желаниям клиента. Впоследствии он принял несколько заказов, желая создать по своей собственной модели.

Интересы легендарного человека вышли далеко за рамки живописи. Вазари пишет о Леонардо:

«.. он был первым, кто в молодости задал вопрос, как использовать реку Арно, чтобы соединить Пизу и Флоренцию каналом”.

Двойная винтовая лестница французского замка Шамбор была сделана по эскизам великого Леонардо / © andrey / aroundcard.com
Двойная винтовая лестница французского замка Шамбор была сделана по эскизам великого Леонардо / © andrey / aroundcard.com

Да Винчи также участвовал в изобретении машин для шерстяной промышленности. Мастер оставил столько записок, рисунков, рисунков, но почему же тогда с его именем связано столько тайн и загадок? Дело в том, что наш гений был левшой, но, как минимум, писал справа налево в зеркальном отображении.

Казалось бы, можно было бы много потрудиться, расшифровать, если бы не другое свойство — в одном месте он разделил слоги слова, а в другом — написал большое единичное слово среди нескольких. И, надо сказать, почерк у него был как у врача.

Прекрасная Ферроньера Леонардо да Винчи, 1490 год, предположительно портрет Лукреции Кривелли
Прекрасная Ферроньера Леонардо да Винчи, 1490 год, предположительно портрет Лукреции Кривелли
Местонахождение: Лувр, Париж, Франция

Поэтому не все тексты Леонардо еще расшифрованы, а те, что уже были обнародованы, могут быть неправильно поняты, так как да Винчи обладал знаниями в различных областях и чтобы правильно все это перевести с его языка, необходимо собрать большую команду профессионалов.

Более того, загадочная улыбка Моны Лизы еще не поняла, как правильно ее воспринять. Мне кажется, что создатель этой улыбки рассчитывал на это, чтобы каждый мог это догадаться, а разгадка в том, что Джоконда просто улыбается кому-то, кто пытается разгадать несуществующую тайну.

Леонардо был также прозаиком, его первые произведения в этом жанре — «Пророчества». Предполагается, что это тип сборника для воспроизведения загадок и разгадок, созданный для развлечения светского общества. Даже если это кажется игрой лишь отчасти, потому что некоторые интерпретации кажутся верными предсказаниями будущего. Например:

«Люди будут разговаривать друг с другом из самых дальних стран, и они ответят друг другу”.

Это очевидно, это можно трактовать как изобретение телефонии, но как вам это нравится:

«Шкуры зверей великими криками и проклятиями выведут людей из тишины”.

Угадайте, как творческие ученые-исследователи Леонардо решили эту проблему? Считается, что разгадка в спорте, то есть речь идет о кожаных мячах, ведь они используются во многих спортивных играх. И вот самый ужасающий:

«Многие будут снимать шкуру со своей матери, превращая ее в шкуру, используя для этого ужасного зверя”.

Мурашки по коже, да? Это как раз обработка земли и используемая для этого сельхозтехника. Оригинал, не правда ли? Вот почему они гении.

Одна из первых работ. Леонардо да Винчи
Одна из первых работ.
Леонардо да Винчи «Мадонна с цветком», около 1478 г,
Местонахождение: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Молодой Леонардо, после завершения учебы у Веррокчу, так жаждал новых знаний, что присоединился к научному кружку Тосканелли, где сделал много открытий в области оптики. Он первым сформулировал гипотезы о волновой природе света, изучал человеческий глаз и процессы, происходящие в нем. Да Винчи также внес неоспоримый вклад в астрономию, записав в своем дневнике о Солнечной системе:

«Земля находится не в центре солнечного круга и не в центре мира, а в центре его элементов, близко к нему и связанных с ним…”

В 1478 году Леонардо получил заказ от Лоренцо Медичи, лорда Флоренции, покровителя самой богатой семьи того времени. Медичи хотели, чтобы да Винчи изобразил Мадонну со святыми. По привычке рисовать мастер с энтузиазмом приступил к работе, но бросил. В некоторых кругах Леонардо был известен, но на родине он еще не был известен.

Леонардо да Винчи «Мадонна с младенцем и Святой Анной», 1508-1519 гг. Местонахождение: Лувр, Париж, Франция
Леонардо да Винчи «Мадонна с младенцем и Святой Анной», 1508-1519 гг.
Местонахождение: Лувр, Париж, Франция

Прощай, Флоренция

В 1482 году да Винчи переехал в Милан, где начался новый этап его творчества и где его ждало настоящее признание как мастера. Здесь Леонардо находится на службе у миланского герцога Лодовико Сфорца. Наш гений обратился к нему с предложением его услуг в качестве инженера, записав все его заслуги в письме.

Сфорца был любителем инженерных инноваций, поэтому он был очарован перечисленными преимуществами Леонардо. Он пригласил его в суд, куда пришел наш герой с двумя своими учениками.

Стоит отметить, что талантливый человек сразу стал фаворитом на дворе. Именно да Винчи создал проект прототипа первого танка, так как герцог интересовался военной техникой. В Милане Леонардо также занимается градостроительными планами, чертежами зданий и сооружений. Неординарные идеи проявил мастер и в организации богатых праздников для знати, в строительстве удивительных развлекательных заведений.

Леонардо да Винчи
Леонардо да Винчи «Дама с горностаем», между 1483 и 1490 годами
Местонахождение: Музей Чарторыйских, Краков, Польша

Флорентийский талант начинается по просьбе герцога Лодовико Сфорца для работы над статуей Франческо Сфорца, отца Лодовико. Он создает да Винчи в Милане и одно из самых известных его произведений — «Тайная вечеря». Несмотря на заказы и спонсорскую поддержку меценатов, Леонардо начал свои разработки в области авиации. Можно сказать, что жизнь в Милане для него очень плодотворна.

В 1490 году он сконструировал первую модель самолета, наблюдая за птицами. Он также написал:

«Если у вас достаточно льняной ткани, сшитой в пирамиду с 12-метровым основанием, вы можете прыгать с любой высоты без какого-либо вреда для своего тела”.

Это не более чем описание парашюта. Кстати, в 2000 году Адриан Николас опробовал конструкцию парашюта Леонардо да Винчи и при этом успешно приземлился, прыгнув с высоты 3 километра. И, конечно же, это далеко не все гениальные шедевры перед «Моной Лизой.

Леонардо да Винчи Тайная вечеря, 1495-1498, местонахождение: Санта-Мария-делле-Грацие, Милан, Италия
Леонардо да Винчи «Тайная вечеря», 1495-1498,
Расположение: Санта-Мария-делле-Грацие, Милан, Италия

Интересные факты о Леонардо да Винчи

Несмотря на то, что Леонардо был внебрачным ребенком, его детство было на удивление счастливым. Отец будущего художника сер Пьеро ди Антонио да Винчи не только обеспечил будущее матери мальчика Екатерины, удачно женившись на ней, но и усыновил внебрачного ребенка в семью. Особый статус Леонардо вызывал некоторые трудности, но он также во многом помогал игре мальчика. С одной стороны, из-за того, что это было нелегитимно, ему было приказано посещать университеты, а значит, он должен был разбираться во всех науках самостоятельно. Но с другой стороны, именно отсутствие образования позволило да Винчи оставаться беспристрастным, не связанным правилами и сохранять веру в то, что нет ничего невозможного.
Однако неизвестно, как бы раскрылись таланты Леонардо, если бы он не получил адекватного образования в духе Возрождения. С раннего детства мальчик рисовал, играл на музыкальных инструментах и ​​изучал азы поделок, которые пригодятся ему в будущем. Согласно одной из легенд, да Винчи научился писать самостоятельно, а потому всю жизнь пользовался особым способом письма: левой рукой, справа налево и в зеркальном отображении. Леонардо с детства знал, что у него много талантов, но при этом был достаточно внимательным и сдержанным. Эта секретность только усилилась и на какое-то время даже стала антиобщественной после того, как художника обвинили в содомии в 1476 году. Хотя да Винчи удалось избежать наказания, скандал, связанный с судом, едва не стоил ему карьеры. Возможно, эта неприятная история стала одной из причин, почему в записях артиста практически нет сведений о его личной жизни.
Единственное, что можно сделать с твердой уверенностью из этих документов, — это отношение Леонардо к нашим младшим братьям. Детство художника прошло в деревне и во всех его биографиях недвусмысленно сказано, что да Винчи любил животных больше, чем многих людей. И если для людей он разрабатывал эффективное оружие и создавал конструкции военной техники, то даже мысль о причинении вреда животным казалась ему невыносимой. Леонардо не ел мяса, он предпочитал одежду из хлопка и покупал птиц на рынках, а потом оставлял их свободными. Художник однажды сказал: «Придет время, когда люди, подобные мне, начнут воспринимать убийство животного так же, как они воспринимают убийство человека».
Да Винчи довольно откровенно отзывался о людях, которые ели мясо, называя их «живым кладбищем». Однако любовь к животным сосуществовала в характере художника с любопытством и желанием получить как можно больше новых знаний и навыков. В своих картинах Леонардо да Винчи старался максимально точно изобразить любой предмет, включая фигуры не только людей, но и других живых существ. Доподлинно известно, что художник, желая разобраться в секретах анатомического строения человека, вскрывал тела умерших. То же самое он сделал и с животными: наверное, поэтому они очень живо появляются на его полотнах. Мышцы, положение конечностей, блеск глаз, визуальная мягкость шерсти представлены реалистично, со знанием физиологии и анатомии. Ярким примером работы этого мастера является конная статуя в Корте Веккьо, макет которой был разрушен в 15 веке и восстановлен по чертежам художника в конце 20 века.
Многочисленные таланты да Винчи в конечном итоге привели его в мастерскую флорентийского мастера Андреа дель Верроккьо. Здесь юноша научился самостоятельно мастерить кисти и тереть краски, разбирался в основах анатомии и принципах изображения человеческих фигур. Кроме того, в мастерской Верроккьо Леонардо значительно расширил свои знания и навыки в различных ремеслах, изучал ювелирные украшения, резьбу по камню и дереву. В конце концов, Верроккьо стал доверять талантливому ученику воплощение деталей в своих работах. Последней их совместной работой стала знаменитая картина «Крещение Христа», на которой Леонардо да Винчи нарисовал фигуру ангела и пейзаж на заднем плане. Существует легенда, придуманная биографом Джорджо Вазари, согласно которой Верроккьо, закончив работу над «Крещением Христа», больше не писал картин, потому что ученик превзошел его.

Утраченные и незаконченные работы

Не все работы мастера дошли до наших дней. Среди не уцелевших работ: щит с картиной в виде головы Медузы, конная скульптура герцога Миланского, портрет Мадонны с веретеном, картина «Леда и лебедь» и фреска » Battaglia di Anghiari».

Современные исследователи знакомы с некоторыми картинами мастера по сохранившимся копиям и воспоминаниям современников да Винчи. Например, судьба оригинальной Леды и Лебедя до сих пор неизвестна. Историки считают, что картина могла быть уничтожена в середине 17 века по приказу маркизы де Ментенон, жены Людовика XIV. Эскизы, сделанные рукой Леонардо, и несколько копий полотна, выполненные разными художниками, сохранились до наших дней.

На картине изображена обнаженная молодая женщина в руках лебедя, у ног которой играют дети, вылупляющиеся из огромных яиц. Создавая этот шедевр, художника вдохновил известный мифический сюжет. Интересно, что полотно, основанное на истории спаривания Леды с Зевсом, принявшим форму лебедя, написал не только да Винчи.

Леонардо да Винчи — «Спаситель мира»

Известный соперник Леонардо Микеланджело также написал картину, посвященную этому древнему мифу. Полотно Буонаротти постигла участь да Винчи. Картины Леонардо и Микеланджело одновременно исчезли из собрания французского королевского дома.

Среди неоконченных работ итальянского гения выделяется картина «Поклонение волхвов». Полотно было заказано монахами-августинцами в 1841 году, но осталось незаконченным из-за отъезда мастера в Милан. Клиенты нашли другого художника, и Леонардо не видел причин продолжать работу над картиной.

Исследователи считают, что композиция полотна не имеет аналогов в итальянской живописи. На картине изображена Мария с младенцем Иисусом и волхвами, а за спиной паломники — рыцари и руины языческого храма. Предполагается, что Леонардо запечатлен на фото среди мужчин, произошедших от сына Божьего и самого себя в возрасте 29 лет.

Оцените статью
Блог о мифологии